Четверг, 25.04.2024, 01:12
"Волжский сад"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [350]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Главная » Статьи » Статьи

О грустном

"Светлая память об исчезнувших деревнях России"
Автор Ведяев Юрий Андреевич


Реальность и утопия

"Русские не живут, а вспоминают" А.П.Чехов

Я знаю,что исчезают не только деревни,но и города и что это происходит не только в России, но и Европе и Америке. Но почему люди соглашаются с этим?
" Здесь когда-то жили люди, работали, строили планы на будущее, а сейчас ни одной живой души,ни одного целого строения, одни развалины. Не было ни войны,ни пожаров. Деревня стёрта временем. Люди уходят и  время безжалостно стирает их деревни, сёла, посёлки и не только с карты района, но и из нашей памяти..Они  уносят с собой воспоминания,мысли,чувства,свою жизнь, которая никогда уже не встретится с нашей. Сердце просит сохранить память о нашем прошлом, сделать её сильнее времени, хотя бы на бумаге, или в форме памятных знаков исчезнувших деревень. Мы ведь и сами есть только до тех пор пока о нас помнят." ( Курганская обл)
1.
Любые решения о проведении тех или иных масштабных мероприятиях должны приниматься с учётом их возможных негативных последствий. Но так бывает не всегда.
Так, видимо, было и с хвалёными крестьянскими реформами Столыпина в Сибири, как и с многими другими более поздними преобразованиями государства в сельском хозяйстве..
В августе 1910 года Пётр Столыпин - премьер-министр России совершил поездку по Западной Сибири. Он побывал в Кургане, сделал остановку в Макушино и Лебяжье. У него сложилось положительное мнение о жизни этого края, но увидел он и конкретные проблемы связанные, прежде всего, с малочисленностью и беднотой населения, подтвердил необходимость проведения реформы.
Переселения крестьян из европейских районов России в Сибирь было решением нужным, но не простым, неоднозначным. Кое-что получилось: увеличилась численность крестьян, количество распаханной земли, объём зерна , получаемого в Сибири. Но это лишь в первые 10-15 лет. В дальней же перспективе во многом это оказалось иллюзией.
Прошло сто лет с посещения Столыпиным Сибири и там всё те же проблемы. Те же богатства Сибири, предсказанные М.В.Ломоносовым, те же просторы, та же одна транссибирская железнодорожная магистраль - дорога жизни, не меньшее безлюдье и беднота от Урала до Тихого океана. Конечно, была Целина, Братская ГЭС и другие великие стройки, но это мало повлияло на качество сельской  жизни, сопровождались и негативными последствиями, в том числе моральными. Не желая испортить настроения читателям (если таковые будут), я приведу одну чрезвычайную на мой взгляд информацию, которую я услышал от старожила-сибиряка лет 20 назад, и которая все эти годы не даёт мне покоя.
2.
Это было в начале 80-х. Я возвращался из Ангарска в Москву на поезде. В купе нас было двое: я и старый железнодорожник. Путь предстоял долгий, скучный. Услышав мой не сибирский говор, он стал расспрашивать кто я, откуда, зачем приезжал, да что понравилось. К тому времени в Сибири я прожил уже полтора года, успел полюбить и Байкал, и тайгу, и города, в которых побывал, жил.. 
Я заговорил о старых деревянных иркутских домах, вызывавших у меня восторг. Сами неказистые, вросшие в землю, покосившиеся, но украшенные тончайшим, изящным деревянным кружевом. Назвать это деревянной резьбой язык не поворачивался. Видно восторг мой светился у меня в глазах. Старый железнодорожник добродушно хихикнул и сказал: «Эх, сынок,. не видел ты  настоящей нашей красоты».Он говорил о красотах и затронул такой факт.
Он  рассказал, что когда готовились к затоплению площадей под Братское водохранилище, планово под воду должны были уйти населенные пункты, в том числе и город Заярск. Прошло много лет, я мог забыть или вообще неправильно запомнить название города, но по-моему он говорил о Заярске. Сейчас в Илимском районе есть какой-то поселок под названием Заярск. А может быть в память о затопленном городе?
Это был город из дерева. Все: и дома и тротуары были из дерева. Каждый дом в городе, по словам моего попутчика, был деревянным кружевом покрыт от земли до крыши. Кружево на домах не повторялось. Перед затоплением город надлежало сжечь, могилы на кладбище зацементировать, чтобы гробы не всплыли.
А он должен был выводить из города последний поезд. Поезд тронулся, вокруг горели дома, тротуары, тайга. Рядом с поездом, с диким ревом и криками бежали, спасаясь от пожара, звери, летели птицы. Кто-то отставал и сгорал в пожарище. Этот кошмар преследовал его годами.
А еще раньше я слышал от старожилов в Братске, что много лет, наводя ужас на рыбаков, по водохранилищу плавали гробы из могил, которые так никто и не зацементировал.
3.
Вернёмся к столыпинской реформе, но не будем вдаваться в её тонкости об этом уже много написано. Кратко скажем лишь о столыпинских делах, связанных непосредственно с деревнями, с их появлением, жизнью и исчезновением в Зауралье и, в частности, в Курганской области....
В заслугу Столыпину обычно ставят то,что он провёл успешную аграрную реформу в России и, прежде всего, в Зауралье, в Сибири. Это относилось 1911-1913 гг.
В это время в Мукушинском, Лебяжьевском, Лопатинском районнах возник целый ряд переселенческих участков, на основе которых образовались деревни, куда переселялись крестьяне из Украины , Белоруссии, Мордовии и других территорий Российской империи, где люди страдали от безземелья. Надо отметить, что в это время и здесь, удобные для крестьянской жизни земли в основном уже были разобраны местными жителями, старожилами и новые поселения возникали на относительно свободных целинных землях, которые не редко были не удобными и мало пригодными для обработки . В этих поселениях трудно было с водой, с лесом, угодьями и другими условиями необходимыми для нормальной жизни крестьянина. Местное население встречало переселенцев без восторга. Новые поселения создавались во время празднования 100 летнего юбилея Победы России в Отечественной войне 1812 года и получали названия  связанные с известными героями этой войны, что изначально подчёркивало их имидж. Так был образован в годы аграрной реформы посёлок «Кутузовский», "Бородинский", названные в честь славной битвы русских с французами.
Посёлок "Неверовский", назван в честь героя Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта Д.П.Неверовского. Деревня Ново-Николаевка во имя Царя Николая -II, где большинство жителей были украинцы . Первыми поселенцами в этих деревнях  в основном были украинцы.
Посёлок "Раевский" , назван в честь героя Отечественной войны генерала Н.Н.Раевского. Предназначался для общинного земледелия. Наружных пресных водоёмов посёлок не имел. Располагался в 5 км от Мало-Курейного. Я ;Раевку хорошо помню.
Посёлок "Довыдово", названный в честь героя Отечественной войны партизана поэта Дениса Васильевича Давыдова. Первые поселенцы в нём были из Калужской волости, из Козельска.
Посёлок "Тучков" назван в честь героев Отечественной войны братьев Тучковых. Посёлок в основном был заселён приехавшими из Симбирской губернии и соседних с ней волостей. Этот посёлок имел все основные условия для ведения земледелия.
Во всех деревнях в первую очередь отводились места для сельского правления, для школы и кладбища.
В силу названных выше условий столыпинские деревни изначально были менее устойчивы, чем деревни старожилов и вскоре их жители начали подыскивать лучшие условия и переезжать в другие место. Многие встретив трудности, рассчитавшись с "подъёмными" уехали обратно в свои края. Если проанализировать ситуацию,то можно сделать вывод о том, что умирают, или уже умерли прежде всего те деревни, которые появились в период столыпинской аграрной реформы. Большинство этих поселений практически не развивалось. Старые деревни располагались в более удобных для проживания, ведения земледелия и скотоводства местах.
В 50 -х годах прошлого века значительная часть новых деревень была признана не перспективными и началось движение по объединению этих деревень со старыми - перспективными. Жители переезжали в основную деревню, а их деревня практически исчезала. Например, поселение "Раевка" объединилась с "Профинтерном", хозяйство которого было  более крепким. "Неверовку" хотели объединить с Мало-Курейным, население которого категорически отвергло объединение потому, что угодья и земли Неверовки были несравненно хуже Малокуреинских. Неверовка стояла практически в степи. Ни водоёмов ни лесов, ни дорог у неё не было. " Раевки" не стало ещё в 50 х годах. "Неверовка " ещё существовала какое-то время, но сейчас осталось от неё одно название, которое существует благодаря тому, что на неё месте располагается пограничный пункт (таможня) России с Казахстаном.
P.S. Но Неверовка продолжает жить и кое-что там изменилось к лучшему. В 2010 году образовано хуторское казачье общество" Хутор Неверовский" на основе которого решается ряд важных задач: несение службы по защите и охране Государственной границе России с Казахстаном, ведение сельскохозяйственных работ, тушение пожаров в регионе и др. У руководства Макушинского района похоже деятельность  казачьего общества Неверовское получает положительную оценку.
В 50-е годы я жил в Малокурейном и хорошо знаю о тех процессах в то время. Это было после войны и деревня по-прежнему жила своей жизнью и горе, и веселье было своё. Мы в деревне организовали художественную самодеятельность, агитбригаду. Нас было 6 - 7 человек в возрасте 9 - 11 лет. Днём мы работали на токах - веяли зерно на веялке, помогали наводить на зерновом току порядок, а вечером ехали в деревню ставить концерт. Были мы в "Неверовке , в "Раевке", в Саратовке. Наши концерты, конечно, были довольно примитивны, но и на них приходили практически все жители. Нам были рады. У них не было ни радио, ни кино, ни речки, ни колодца, ни леса. Похоже они жили как в резервации. Концерты проходили в какой-нибудь избушке. В неё вмещалось человек 40 (жило в этих деревнях не больше 50 человек). Нам были очень рады. Нас благодарили и мы гордились этим. Ведь нас никто не заставлял. Хотелось радость принести людям. Председатель колхоза говорил, что мы помогаем в уборке урожая. Жили эти люди в избушках из земляных пластов..
Об этих наших концертах и сейчас тепло вспоминают некоторые участники. нашей агитбригады и бывшие зрители. Мы читали стихи, пели, танцевали, ставили интермедии. "Да, Юра, я хорошо помню наши концерты, которые мы ставили под твоим руководством в полеводческих бригадах, в Неверовке, Раевке, Саратовке. Как мы интересно выступали, как я плясала и пела!Ты писал частушки и играл на аккордеоне. Как хорошо нас принимали жители деревень! День наша агитбригада работала в поле на току..., а вечером ставили концерт. Всё было очень интересно. Всё делали сами - никто нам не помогал и никто не заставлял" - писала Люба Булатова.
В документах первых деревень в Зауралье сохранились списки с фамилиями первых старожилов. Эти списки свидетельствуют о том, что и через 150 лет эти фамилия в деревнях в основном сохранились. Как были, скажем, в 1860 году Вильцевы, Картошовы, Денисовы, Богданчиковы, так они сохранились и в 1960.
Правда количественно их уже было меньше - выбила война отечественная, гражданская, 1937 год. Оседлость деревенского человека до Великой отечественной была весьма высокой.
И в книгах памяти ,погибших на фронтах 1941-1945 годах солдат - те же фамилии. Сейчас в местах многих бывших деревень остались одни бугорки от домов и заросшие кладбища.
Ещё в 50-х-60-х в Мало-Курейном было не менее 100 домов. Сейчас там не более 4-5 домов. Та же картина практически во всех деревнях, в которых жили и мои товарищи. Но во многих и исчезающих деревнях ещё живут люди. Уважаемые люди -ветераны войны и труда. И это ставит вопрос об обеспечении им достойной жизни.
4.
Жизнь деревни – это героическая и трагическая история нашей страны, нашего народа. Любая деревня и живущая в полную силу и исчезающая достойны нашей памяти.. Разрушающим фактором села, всей сельской жизни и вместе с тем "светом в окошке" многих жителей деревни является постоянная связь и зависимость деревни от города. Люди не всегда мечтали жить в городе. И у деревенских была собственная гордость. Да они и мало что знали о действительной жизни в городе. В определённом смысле их жизнь была самодостаточной.
Я помню то время, когда в деревне люди жили без архимечты и тоски по городским условиям. Они казались не имеющим первоочередного отношения к заботам деревни. Не редко приезжавшие из города гости влюблялись в нашу деревенскую жизнь и со слезами расставались, уезжая в свой город. А жизнь по-существу была тяжёлой безрадостной.
Командная информация, которая постоянно поступала сверху вниз не столько способствовала сколько затрудняла выполнение функции, отведённую деревне - обеспечение города продовольствием - отрезвляла, лишала романтизма и овеществляла крепкую зависимость деревни от города. Со временем эта зависимость росла, причём без учёта внутренних потребностей деревенской жизни, как полноправных граждан страны... И вот наступил момент, когда продукция деревни лишилась монополии, она стала без особого труда заменяться на импортную, и деревня оказалась в полной зависимости от города: она как бы перестала быть нужной городу.
...Картошку везём из Италии, яблоки из Африки и т д … Село стало статьёй не актуальных расходов, хотя и не так уж больших …Зависимость от города у села всесторонняя... Выравнять отношения не удалось... тренд пошёл не туда. Это состояние отлично, хотя и сурово, отразила в своём стихотворении поэтесса Марианна Соломко:
       Город ведёт на верёвке деревню:
      Набок упасть петушиному гребню,
      Белой корове вовек не доиться,
      А мужикам –на кресты материться…
      Город,народу совсем ты не дорог,
      Светлой деревне ты ворон и ворог.
...
      Город ведёт на верёвке деревню,
      Тризну справляет заместо обедни,
      В муках журавль, коченеет синица…
      Осточертели пустые глазницы...

Мы рассуждаем о деревне много, но в суе и однобоко. На проблему деревенской жизни нужно смотреть в глаза. Город и деревня хотя и самостоятельные сферы нашей жизни, но они взаимосвязаны и взаимозависимы. Страшнее голода вряд ли можно что придумать... И кто кому обязан:деревня городу или город деревне - вопрос скорее риторический чем по-существо проблемы.
О судьбе русской деревне,отдававшей последнее, что имела и могла фронту, практически вспоминают вскользь, отделываясь по майским праздникам общей фразой про "подвиг тыла", чтобы не оглядываться в ту, деревенскую сторону. Ведь туда без стыда не возможно смотреть, без ужаса перед тем, что творится сегодня, сейчас. Как без "содрогания взглянуть в зияющие проломы брошенных ферм, в чёрные глазницы закрытых школ, разбитых клубов, растащенных детских садов". Надо осознать проблему села в такой постановке: в случае новой войны без деревни нам не победить! О значимости села свидетельствует телеграмма Ракосовского в 1942 году к сельским труженикам Сибири (см.ниже) Так было, так есть и так будет. Без чрезвычайного, отношения к проблеме деревни Россия уже затормозила своё культурное развитие.
Такое впечатление, что у нас нет и никогда не было позитивной государственной политик в отношении деревни. В ходу были в основном силовые методы в управлении крестьянством. И вот наше сельское хозяйство оказалось как говорят учёные - на дне оврага. Пустеют деревни, не засеваются поля. Встретить человеко работающего в поле - редкость.

Опустели поля и перелётные птицы вынуждены менять траекторию своих перелётов с Юга на Север и с Севера на Юг. Грачи из-за отсутствия пищи на полях из отдалённых лесных колков, оставляя пустыми свои "деревни" (грачёвники), перебираются ближе к остаткам деревень. Людей не станет и деревень не станет, и птицы осиротеют. Людей может не стать и потому, что они теряют связь с природой. Такова причинно – следственная зависимость человека и природы.
Есть смысл рассматривать в единстве память о погибших деревнях и заботу о людях, ещё живущих в деревнях. Первое и второе в основном относится к морально-этическим и правовым вопросам, направленным на сдерживание дальнейшего распада деревенской части России. У нас, у деревни есть свои великие писатели. Это Шукшин, Астафьев, Белов, которые прославляют землю и тех, кто живёт на ней и любит её беззаветно. Эти писатели не делят людей на городских и деревенских, они их различают по отношению к природе, хотя иногда и считают, что основные беды сельской жизни проистекают преимущественно из города, в частности, экологические.

Важно определить в перспективе реставрации сельской жизни место фермерства не только как экономической, но и социальной категории.
Было бы логично идею фермерства и сам процесс фермерства в деревне и выживание деревень рассматривать, как взаимосвязанные процессы. Взаимосвязь выражается в том, что фермеры платят налоги, часть из которых идёт (или должно идти) на социальные нужды деревень. Кроме того, фермеры предоставляют несколько рабочих мест местным жителям и этим снижают показатель безработицы в деревнях.

Академик  А.М. Панченко, считает, что деревня - это определённая цивилизация. " Мы цивилизация, во-первых, словесная, а во-вторых, сельская... но, чтобы ей кланялись. Горе наше, что мы попытались стать городской цивилизацией. Это самое страшное, что случилось в 20 веке, - то,что мы сотворили со своей сельской цивилизацией. Уход крестьянства  и уход читателя это связанные между собой два трагических события. Как не пыжится город, а нет русской словесности вне деревни, без неё. Русская деревня достойна того, чтобы ей кланялись. Читайте Василия Иванрвича Белова - автора произведений деревенской прозы, о его родной деревне Тимонихе". Отличные мысли !
Более подробно о сельской цивилизации, о перспективе совместного развития городской и сельской цивилизации России мы остановимся ниже..
5.
На Урале коренными местными жителями являются Уральцы - люди с Урала, в Сибири - Сибиряки. Они по многим характеристикам соответствуют, адекватны той среде в которой они родились и живут уже не одно поколение. Я родился на Урале близ знаменитого поселения Верхотурья и войну и после неё больше 10 лет жил в Сибири. Может быть я не показатель коренного населения  Урала и Сибири, но я хорошо знал таких людей и могу подтвердить молву о их особенностях. Люди, приезжающие туда на постоянное жительство, далеко не всегда адаптируются к сибирским природным и социальным условиям. Многие возвращаются обратно. Тем более, если это касается деревенской жизни.
В Сибири никогда не было крепостного права. Не было в сибирской деревне и существенного разделения на бедных и богатых - все были бедными. Но там люди не привыкли к низкопоклонству, к подчинению, привыкли к равенству между собой. Сибиряки всегда были гордые, смелые суровые и в большинстве своём честные люди – патриоты, готовые не щадя  жизни защищать своё Отечество. Им присуща невозмутимость, спокойствие, выносливость и долготерпение. Сибирякам свойственны общинная взаимовыручка, приверженность к старине и традициям, некоторая скрытность, настороженность, тоска по прошлом и, вместе с тем, решительность, радение за своё дело, готовность к трудовому и боевому подвигу, недоверие к властным структурам.
Считают, что сибиряк – это некое внутреннее качество, состояние человека. Сибиряки – это этнографическая группа русских -люди с особым «сибирским» характером и здоровьем, обусловленными в основном суровым континентальным климатом.
Дивизии сибиряков проявили лучшим образом при защите Москвы и Сталинграда..В 1941 году, когда фашистские войска стояли у стен столицы и успехов на фронте почти не было, говорили, что это не крах, у нас есть суперсолдаты-сибирские дивизии. И вот они приходят – и рождается целый миф о непобедимости сибиряка. Генералы СС пишут в своих докладах,мол,извините,но мы не сможем удержаться  -против нас было четыре сибирских дивизии! (К. Пономорёв)
Из сибиряков и уральцев формировали десантные части. В снегах под Москвой в сорок первом в составе сибирских дивизий воевали и погибли были искалечены отцы многих моих товарищей: Бушуева Володи, Шурыгина Юры, Ануфриева Володи, Логиновой Нади, Черепахина Вити. Под Сталинградом сражалось двадцать сибирских дивизий. Около двухсот тысяч сибиряков погибли в Сталинградской битве. Более пятисот тысяч были ранены, в том числе, и мой отец Ведяев Андрей Дмитриевич - командир взвода десантников.
А сибирские деревни поставляли фронту мужиков, которые в большинстве своём не вернулись оттуда, а женщины, старики и дети каким-то невероятным образом снабжали нашу армию продуктами питания, душевным теплом и верой в победу.

ТЕЛЕГРАММА ОТ КОМАНДУЮЩЕГО БЕЛОРУССКОГО фРОНТА Георгий ЖУКОВА : " Дорогие товарищи колхозники-телеграфировал маршал -.С радостью прочитали мы ваше письмо. Вместе с вами бойцы радуются хозяйственным успехам вашего колхоза. Сердечно благодарю за вашу заботу о Красной Армии. За мохорку спасибо. Закуривая ,бойцы не раз вспомнят о тех,кто без устали работают на трудовом фронте. "Этот дорогой подарок колхозники помнили не в одном поколении.
- «В колхозе не было мужчин - все ушли на фронт. Молотили мы с утра до двух часов ночи. И так каждый день - дождь - не дождь, убирать-то хлеб надо. Окончила  курсы трактористов. Стала работать на тракторе. А трактористы были со мной - два подростка по 13 лет, две девчушки, молоденькие такие. Земля сырая. Один круг обойдёшь - и надо подтяжку делать. Ложусь под трактор и орудую. Тракторы тогда вручную заводили. После такой подтяжки рукояткой не повернуть. Тогда свою малолетнюю бригаду собираю, цепляем верёвку за рукоятку и так с полуоборота крутим, пока не заведём. Зимой сами ремонтировали машины. Запчастей не было, лазили по старым, откручивали у них что могли, подгоняли к своим тракторам и снова пахали,сеяли. Мне было 16 лет. Уставать не научились.», - писала мне Денисова Мария, бывшая жительница деревни Малое Курейное. Всё это происходило на моих глазах.
Очень тёплая телеграмма была получена от прославленного полководца Константина Рокоссовского.
Во время войны посевные площади в стране резко сократились. Основными источниками хлеба стали районы Урала и Сибири. Но урожайность в этих районах несравнимо меньше, чем на Украине и на Кубани, которые были оккупированы немцами. Положение с обеспечением армии продуктами питания, в том числе хлебом, были весьма непростыми. В 1942 году к сельским жителям Урала и Сибири обратился прославленный военачальник Рокоссовский. В своём обращении он призвал крестьян приложить все усилия, чтобы своевременно посеять и вовремя убрать зерновые. Обращаясь к крестьянам, он сказал, что их работа не менее важна, чем действия красноармейцев на полях сражения с гитлеровцами и что без их усилий армия победить врага не сможет. …Обращение Рокоссовского свидетельствовало о том, что деревенский тыл играл в войне серьёзную роль.
Колхозники очень помогли Победе.
Только за это мы обязаны поставить памятник нашей деревне и всем кто тогда в ней жил, работал и как-то умудрялся снабжать армию хлебом и другими продуктами.
6.
В то время в сельской местности в деревнях населения было больше чем в городах. Там во время войны выживали и миллионы эвакуированных граждан из европейской территории СССР.
Сейчас в России сельских жителей около 40 миллионов. Под влиянием кризисных явлений в сельском хозяйстве население деревень продолжает убывать. Средняя продолжительность жизни мужчин на селе опустилась ниже пенсионного возраста и составляет 57 лет. Безработица на селе не ниже 25-35%, а ЮФО она достигает до 70%. Более 70% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, то есть живёт в нищете. Эту жизнь можно сравнить с той, какой мы жили во время войны в деревне. Это ужасно. Нужно принципиально менять положение. Всё это наши люди - достойные лучшего.
Известный писатель профессор из Томска Лев Пичугин в статье «На Ивановых , Петровых, Сидоровых вся Россия держится» пишет с болью в сердце:» Ещё в 18 веке его предки создали неподалеку от Томска деревню Попадейкино. Естественно добрая половина её жителей, как и жителей нескольких соседних деревень, носило одну фамилию. Место деревни было выбрано удачно.Левый берег Томи, здесь уже довольно широкой и когда - то очень богатой рыбой, тайга со зверьём, грибами и ягодами, пахотные земли и пастбища.. Красота! В 1941 году на фронт из Подадейкина если не рота, то минимум взвод сибирских мужиков, защитников Москвы, Ленинграда, Сталинграда, освободителей Европы. А потом и ушла сама деревня. Формально она ещё числится,в документах записано «садоводческий населённый пункт» - несколько домиков, постоянно в них никто не живёт, хотя числится 6 человек. Разумеется, нет и никакого производства. Уходит сибирская деревня. Уходит само понятие «сибиряк». Закономерный процесс? Или всё-таки наша общая трагедия? Нечего вздыхать? Ведь нам никто не угрожает, Москву больше защищать не потребуется, всё само образуется,обойдёмся без деревень?» В словах профессора из Томска слышится особая боль человека за исчезающие деревни. Отличную статью написал Лев Пичугин… Но хотелось бы с такой же теплотой дополнить автора и в чём-то не совсем согласиться с ним. Уверен ,что «сибиряк» не только как понятие, но и как основа возрастающего значения Сибири не только не исчезнет, а значение её ещё более возрастёт. Они ещё могут потребоваться Родине в суровые дни испытаний, как их отцы и деды. Без них трудно распознать будущего процветания России. А настоящие сибирские мужики - сибиряки создавались в деревне.. Деревенских - сельских жителей сегодня в России ещё десятки миллионов человек и половина их за Уралом. Это не так уж мало. Но многие ли из них хотят жить в деревне и как жить? Может быть создать какую-то ситуацию, конкурирующую жизнь в деревне с жизнью в городе, не идти у него на поводу? Деревенские – люди гордые, умные, да и работящие. Городские люди в деревне - это не деревенские, они не бегали в детстве босиком по деревенской траве, не косили сено косой и не испытывали деревенской нужды. У них нет захороненных на местном кладбище их предков. Они другие. Нужно, видимо, сначала глубже осмыслить перспективы сельской жизни, обозначить главную цель её жителей в стране, выработать оптимальный путь движения к этой цели, а потом и стремиться в этом направлении. Нужна осмысленная дорога сельской жизни. Или не нужна? Был такой анекдот в 70-х годах прошлого века. Из страны выезжало много умных евреев. Что делать? Их учили, они стали образованными и вот. Подумали, подумали и решили: пусть выезжают, но при одном условии, что в Израиле они будут создавать колхозы. Выезжал доктор наук, который занимался у нас изучением процесса создания колхозов и совхозов. Договорились - в течении года пусть осмотрится и создаст колхоз. Прошёл месяц - телеграмма: колхоз организовал, присылайте колхозников. Та же проблема и в наших сельских делах. А тенденция такова.

За 20 лет (с 1990 по 2010 год) с карты России исчезло 20 тысяч деревень. В среднем одна тысяча деревень в год! Это в мирное время. Трудно представить - как это происходит? Но происходит!
Сейчас в городах проживает 73%, а в сельской местности - 27%.
За эти годы число сельских поселений сократилось с 294 тыс. до 134 тыс. С 2002 по 2010 год число сёл, в которых нет постоянного населения, возросло с 13 тыс до 19 тыс. Общая причина - мировые тенденции роста населения крупных городов-мегаполисов. Это - неумолимый закон сегодняшней цивилизации.

Но в значительной степени управляемой причиной непосредственно утечки населения из деревень и других малых населённых пунктов можно считать заметное падение организующей и скрепляющей роли небольших городов, административных центров сельских районов. Уход жителей из деревень разрушает духовный мир населения России. Именно деревня была постоянным источником поддержания здоровье нации! Об этом тоже надо крепко задуматься, чтобы противопоставить эффективные меры разрушительным силам глобальным тенденциям.?
Численность населения Курганской области на 1 января 2012 года составляла: 896263 жителя, в том числе городского населения - 541057 (60,37%) чел. Жителей сельской местности 355207 (39,63%) чел. В 1959 году в Курганской области было 999170 чел., в 1979 году - 1080274 чел., в 1989 - 1104872 чел., в 1999 году - 1068503,в 2009 - 952673, а в 2012 году - 896264 чел. Несмотря на заметные колебания численности населения области с 1959 года уменьшилась в среднем на 102906 человек. Имеет место явная тенденция существенного убывания населения области.
Это произошло в основном за счёт показателей: миграционной убыли русских - на 2.18 %,а также проживающих в области– украинцев, молдаван, евреев, мордвы, татар; снижения рождаемости и роста смертности среди населения, особенно с 2000 по 2010 год.
За год в среднем в течении 50 лет население уменьшалось на 2060 человек. Городское население убывало примерно на 1360 человек в год, сельское - на 700 человек. Если в городе это может быть не очень заметно, то в сельской местности это может выражаться исчезновением деревень. Но убывало население не равномерно. Так с 2009 по 2012 год численность населения снизилось с 952673 до 896264 чел., т.е. на 56409 за три года. За каждый год население области убывало в среднем более чем на 18 тыс.человек: на 11300 чел.городское и на 7500 –сельское население. При таких темпах за 20 будущих лет можно потерять более чем 360 тыс. человек и в итоге будем иметь не способные к нормальному функционированию малые города и нежизнеспособные деревни или практически полное их исчезновение. Например, в Лебяжьевском районе сельское население составляет в настоящее время около 14 тыс.человек,а в Макушинском - и того меньше. Необходимо заметить ,что для прогнозирования будущего здесь простая экстраполяция «прошлого опыта»  не может быть принята безоговорочно. Мы живём в век возрастания частоты проявления разнообразных неожиданных неконтролируемых событий, которые могут с годами существенно повлиять на течение сегодняшних демографических процессов. Это могут быть природные явления или не глубоко продуманные  решения властей. На отдельных временных интервалах процесс исчезновения деревень происходит в нарастающем темпе. Каковы же основные причины этого? Стихийное ли бедствие это или ожидаемый предсказуемый, а может быть желаемый процесс? Если говорить о конкретных жителях, то они делают то, что хотят и могут в данных условиях. Они стремятся туда, где они будут иметь большие возможности удовлетворить свои жизненно важные интересы. А интересы разные. В основном это то, что они не могут удовлетворить, живя в сельской глубинке: образовательные, культурные, трудовые, жилищно-бытовые потребности

… Основныой формой процесса убыли населения деревень является миграция из них в крупные города или центры районного масштаба, или переезд жителей в другие, более перспективные поселения. Когда из деревни выезжает последний житель деревня исчезает с административной карты. Деревня исчезает и со смертью её последнего жителя. На словах это всё выглядит буднично, но это всегда драматическая или даже трагическая картина.
Видимо, деревня теряет перспективу своего развития и начинает "умирать" когда закрывается школа и медицинский пункт после признания их не рентабельными. Не исключено, что население прекратит отъезд из деревень, или даже начнёт прибывать, если появится перспектива открытия школы и медицинского пункта. Когда нет школы,нет учителей, нет медицинского работника, то и люди в деревне остаются без интеллигенции и многие, прежде всего молодёжь становится в своём поведении далёкой от соблюдения должной морали и этики.
А как жить людям, если в деревне нет источника доброкачественной питьевой воды??

Преступления в деревне десяток лет тому назад было редким явлением. Сейчас картина иная.
Преступность несовершеннолетних в деревне превзошла аналогичные преступления в городах Сибири и эта тенденция продолжается. (Н.А.Сапранова) Например, удельный вес убийств в общем числе сельской преступности несовершеннолетних в три раза выше аналогичного показателя в городах. Это важный показатель моральной обстановки в деревне. Но есть и другие данные исследования. (А.И.Савельев). По его данным удельный вес преступлений,совершённых несовершеннолетними (14-17 лет) в крупных городах Сибири, в среднем на треть выше удельного веса аналогичных преступлений, совершаемых в сельской местности. И так и эдак плохо. Город тянет деревню в этом отношении назад в зону аморальности. Раньше убийство для деревни было явлением чрезвычайным, очень редким, хотя народу там было намного больше, чем сейчас.
Некоторые деревенские жители хотят дожить свой век среди привычного с детства окружения, на земле предков, даже если они остаются в деревне наедине. Они остаются в желаемом состоянии одиночества иногда с коровой, курами, с фотографиями родственников, рядом с друзьями и родными на погосте. Я разговаривал с такими в Московской области, в сибирских и украинских сёлах.

…Среди них есть можно сказать и по своему счастливые люди, которые живут и доживают в гармонии с привычной для них окружающей средой, хотя и в бытовых условиях далёких от лучших городских. Философия таких людей как не странно звучит жизнеутверждающе. Они имеют право на такое решение и государство обязано или убедить их в переезде в другое поселение, или обеспечивать их связью, электричеством. водой и продуктами, оказывать социальную помощь. Может быть с позиции администратора районного масштаба такое поведение не кажется наилучшим. Но я уверен, что жизнь ветерана превыше меркантильных соображений власти. Мой хороший знакомый ветеран Великой отечественной войны - Богданчиков Александр, жил в Малокурейном, который в1941 году защищал Москву и там был тяжело ранен .Он был последним ветераном в всей округе. Он жил один после смерти жены, тяжело болел, но не хотел переезжал к родственникам в Челябинск и, переехав в город, к сожалению вскоре скончался. Мне его очень жаль! Ему администрация оказывала недостаточную помощь и он не очень напоминал о себе. Он был самым пожилым жителем Малого Курейного. Много лет Александр Богданчиков работал лесником. Как он любил нашу природу и защищал её! Пусть не обижаются местные руководители, но когда они хвалят ветеранов за их смиренность, за невысокую требовательность к властям, а следовательно за низкое внимание к ветеранам ( и не только к ним), то они демонстрируют своё не соответствие требованиям сегодняшнего дня.
7.
Жизнь в деревне в отличии от городской жизни в основном зависит от климатических условий. Возможностей продолжения учёбы после окончания школы, как возможности культуры и отдыха в районных центрах и в малых городах и деревнях существенно ограничены. Безработица в этих населённых пунктах много выше, чем в крупных городах и мегаполисах. Во всём мире крупные города стремительно растут, поглощая окрестные селения. Миграция, сначала из деревни люди переезжают в посёлки, затем из посёлков в города, из городов в мегаполисы, а там смотришь и за границу. Эта траектория движения людей характерна для большинства регионов планеты. Бывшие жители Курейного сейчас живут в Кургане, Москве, в Нью- Йорке..
Деревни, да и хутора исчезают. Это тенденция наблюдается по всему миру, и подчиняется глобальным законам планеты. Крупные города всегда были средоточием образовательной и культурной деятельности, источником новых идей и новых технологий. В городе сейчас эффективней делать бизнес, организовывать производство, торговлю. Поэтому люди, которые желают и могут добиться соответствующих целей стремятся мигрировать в города. Это не противоречит никаким законам общества, которые мы знаем. В городах выше производительность труда, а значит и заработок. Процесс миграции в принципе необратим. Совсем остановить процесс миграции нельзя, но его можно замедлить продуманными решениями с учётом интересов людей в современных условиях.
Но процесс исчезновения деревень длительный,и непрерывный. Он происходил с момента появления городов и может продолжаться ещё не одно поколение. В деревнях и сейчас ещё проживает огромное число жителей и все они имеют право пользоваться всеми предоставляемыми нашей конституцией благами, к сожалению, о многих из которых они не знают.

Взять, например, администрацию Макушинского района Курганской области – руководитель Василий Михайлович Шишкоедов - опытнейший в сельском хозяйстве и вообще толковый человек. Там разработан план улучшения жизни жителей района до 2015 года.
Основная цель этого плана не только поддержать и обеспечить выживание жителей района,но и как-то повлиять на повышения качества их жизни: снизить смертность и повысить рождаемость, улучшить жилищные условия, образования и медицинское обеспечение, снизить безработицу, улучшить организацию торговли. …Предусматривается активизировать борьбу с преступностью, с коррупцией и наркоманией..
В планах  района предусмотрена поддержка среднего и малого бизнеса.
Район сельскохозяйственный и главное здесь - земледелие, расширение посевов зерна и повышение урожайности фермерскими хозяйствами. Для этого важно развивать предпринимательство. Чтобы успешно это делать необходима не только поддержка государства по-существу, но и умело решать задачу обеспечения безопасности предпринимательской деятельности,а это непосредственно связано с лояльным отношением к ней рядовых граждан деревень. Вопрос этот не так прост как может показаться. Напрямую - в лоб этого не сделаешь,нужны общие производственные интересы сельчан и предпринимателей.

В Москве в мае 2013 года прошёл объединительный съезд фермеров.
На съезде говорилось,что везде безработица и нищета.
Массовый переезд в город угрожает России как государству. Если в стране на один квадратный км. приходится плотность населения меньше 4 человек, то территория "переходит" к соседнему государству..
Но, видимо, это всё волнует только государство в глобальном плане.. Фермеры заявляют, что у них нет недостатка в рабочей силе. Значит уход деревенского населения в город не очень волнует фермеров, а может быть даже желателен для них, т. к. на фермеров могут возложить «просьбу» помогать малоимущим в деревне и и осуществлять помощь в развитии деревень..…

Фермеров больше волнует то, что они не могут конкурировать с продукцией проставляемой из-за рубежа. Их претензии и просьбы к правительству сводятся к снижению стоимость на бензин, на дизтопливо, процента на кредиты, к получению полномочий в местном самоуправлении… И это понятно. Их волнует, что в сегодняшнем состоянии (при вступлении России в ВТО) в конкуренции с зарубежными поставщиками продуктов сельского хозяйства они обречены на умирание. Проблема серьёзная..
Чувствуется, что единства между фермерами и рядовыми сельскими жителя нет и как его создать пока не понятно. Нет его и между самих фермерами. Нет его и среди рядовыми сельскими жителями. Кто-то готов взяться за вилы в защиту прежних колхозов, кто-то не хочет подписаться под петицией в защиту фермеров из страха потерять зарплату в три тысячи рублей.

Напрямую о продовольственной программе России никто не говорит, хотя Путин как-то сказал, что через 5 лет мы должны отказаться от импорта продовольствия. За пять лет уже не получится, но задача похоже остаётся и может в связи с обострением международной обстановки обостриться..
Видимо, и фермерство в деревне будет развиваться сугубо самостоятельно без существенного влияния на безработицу и нищету крестьянства. Эти проблемы по-прежнему будут лежать на плечах государства. Всё оказалось не так-то просто.
Опрос, проведённый нами в 2012 году показал,что большинство на вопрос: куда податься бедному крестьянину, ответили следующим образом-
1. В фермеры - 20%
2. В город-вахта - 35%
3. В " батраки к олигарху" - 30%.
4. Жить своим натуральным хозяйством - 15%
Трудно сказать, что отражалось в этих прогнозах больше-а) идти своей самостоятельной дорогой, или б) пойти в услужение к новому хозяину, зарабатывать какие-то деньги, оставаясь на той же на своей земле. Все варианты в принципе находят отражение в жизни. Радует мысль о натуральном хозяйстве. Реализуется вариант с переездом в город и пользование вахтового метода. Последний вариант, видимо, будет использоваться и дальше. Может быть у него есть объяснимые перспективы,которые не противоречат устойчивости деревенской жизни.

Расставание с землёй, как бы человек к ней не относился, в принципе, явление драматическое. Я, когда жил в деревне, не был особо привязан к своему огороду, сенокосным угодьям., к лошадям.... (родился я и жил до войны в городе), но ощущение того, что все вокруг колхозное, всё вокруг моё, у меня было и расставался с этим в 1954 году я очень тяжело. Практически я и до сих пор не расстался с этим. Земля моих предков - это и моя земля. Там были земли, леса и угодья Ведяевых и Денисовых, которые сохранили своё название и до настоящего времени. Но пришло неожиданно время, когда "своё" можно сказать становилось чужим и ненужным.
В отходе от земли Мама тоже сильно переживала, когда уезжала жить к дочери, к моей сестре Тамаре в Уфу. Она была старенькой и почувствовала то, что она там уже никому не нужна и её огород, и убогая наша избушка ей стали чужими. Многое изменилось. Не стало порядка. На глазах происходило опустение деревни, уменьшилось число жителей особенно молодёжи. А без молодёжи деревня теряет свой задор, свою изюминку, романтику и привлекательность.
И никто в этом не виноват. Всё это объяснимо, даже закономерно. Но на сердце камень. Виноваты и все мы, когда-то уехавшие кто куда. И многим не понятно - зачем уехали?

Есть ли надежда на возвращение людей и возрождение деревень? Всё может быть. Надежда на это теоретически есть, пока живы люди, дышавшие с детства воздухом деревенских просторов. Мы, разъехавшиеся дети войны, уже стали старыми и способны лишь тосковать, и вряд ли можем возвратиться. Там нужны энергичные люди.

Но жизнь продолжает меняться . Возможно при определённых условиях снова туда придут люди, но уже другие, с другими ценностями, хотя и со сходными потребностями, но вооружённые новыми знаниями и технологиями обращения с землёй. Это, например, могут сделать дети и внуки городских-деревенских, кому городские благо ,вдруг станут не переносимыми! Завидно? Да!
Но это потом.
А сейчас многие деревни погибли, многие в состоянии близкого к этому, но многие ещё живут и функционируют. И надо сказать, что власти используют все возможности чтобы обеспечить не столько развитие ,сколько выживание этих сибирских деревень. Делают,что могут. И это правильно. Важна вера в будущее и у власти и у жителей!

Съезд, о котором говорилось выше, показал, что люди в деревнях не только не всегда способствуют деятельности фермеров, а нередко агрессивно выступают против них, завидуя их трудолюбию и обогащению, прибегают и к преступным акциям - поджогам, порчи техники, к угрозам... Что-то не так? Нужны не только общие призывы,наказания за неправомерные поступки, но определённая идеология жизни в современных условиях.
Оказывается совместимость жизненных позиций предпринимателей с другими жителями деревни не высокая. И без обеспечения охраны и безопасности перспектива развития этого вида производства на данном этапе маловероятна (так же как и в городе). Это важный и трудно разрешимый вопрос? Но его необходимо решать умом, а не только силовыми методами.
8.
Что не говори, деревня всегда держалась на мужиках. Утечка мужского населения из деревни была всегда. Чаще в поисках лучшей жизни. Один отток из деревни был после печально известной организации коммун. Затем началась индустриализация. Поехали строить Магнитогорск, на лесообрабатывающие предприятия Урала, строить Комсомольск на Амуре, раскулачивание и высылки в северные районы. 1937 год. Репрессии. Забрали лучших мужиков. Затем Великая Отечественная война. Большая часть мужиков не вернулись. Те, кто вернулся, имели право уехать из деревни. Забрали семьи и уехали. Снова в деревне остались старики, вдовы и их дети. Развал деревни начал ускоряться. После войны в деревне стало ещё труднее жить. Мы почувствовали, что "крепостное право" достало и сибирский народ.. Стали выдавать паспорта гражданам села только году в 1953. Но технический прогресс проникал и в деревню. Стране нужны были образованные люди. В деревне в то время жителей ещё было много. Начали создаваться дополнительно школы-десятилетки. В нашем селе Малокурейное первыми 10 классов окончили: моя сестра, я и мои товарищи, о которых я пишу. Кажется жизнь начиналась в ином, более перспективном ракурсе. Общая идея, которая пронизывала сельское общество - учиться! Каждый связывал с этим какие-то фантастические мысли о своём будущем. Многие матери надеялись, что их дети сумеют вырваться из колхоза. Помню,  пришёл к нам с мамой бригадир колхоза Иван Вильцев - бывший солдат и говорит: нужды в образованных людях у нас в колхозе на сегодня и на ближайшие годы особой нет. Хотя страна её стройки, заводы.. в таких людях нуждается. После десятилетки молодые люди от нас будут уезжать и уже уезжают. Работать в колхозе скоро станет не кому. И женихов и невест становится всё меньше. А планы на плечи колхоза ложатся всё более трудные для выполнения. Будущее колхоза, нашей красивой деревни, которую я каждый день вспоминал и видел во сне на фронте и стремился сюда, ждёт печальное будущее. В принципе прогноз бригадира оправдывается.

Большая часть молодёжи моего поколения из Малокурейного и близлежащих деревень уехало учиться в институты и техникумы и не вернулись. Но в целом жизнь была относительно стабильной. Время шло. Многое менялось. В 70 е годы в деревне стали жить полегче, казалось, что даже наступает "расцвет", что государство обратило на деревню необходимое внимание.. В Малокурейном появились новые дома, у колхозников - автомашины, мотоциклы.. В колхозе - новая техника. Появились новые люди. Но вскоре всё пошло не туда, стало ещё хуже. Хотя правят делами там кажется умные люди.

... Я часто в то время бывал на Украине - ездил на могилу отца, погибшего в 1943 году при освобождении села Заречное, и видел как в красивом селе над рекой Ворскла бывшими селянами - предпринимателями, жившими тогда в городе, строились дорогостоящие коттеджи с задумкой на возрождение села. Но вскоре что-то изменилось, коттеджи не достроили, или построили, но никто в них не живёт. Так они и брошенные стоят, разваливаются. А деревня погибает от безлюдья. Одни старушки и собаки... Печальное зрелище.
Видимо, одни и те же проблемы деревень по всей стране великой.

Уезжают люди из деревни. Под разным предлогом. Кто остаётся  в деревне, тот старается как может обеспечить семью, себя. Часть молодых людей  устроятся на работу с вахтовым методом и в отдалённых  регионах. Этот метод работы сейчас получает всё более широкое распространение и среди городских жителей. За ним видится большая перспектива.
Другие, в том числе и молодые, кто не находят себе занятия в деревне, не уезжают никуда, а распутствуют и пьют. Собственно везде так, но в городе люди мало друг друга знают и не замечают кто как себя ведёт, а в деревне все на виду. Как в песне поётся:" От людей на деревне не спрячешься, не уйти от придирчивых глаз». И хотя в песне-то поётся, но уже и  на деревне в моральном отношении под влиянием негативных факторов города многое уже изменилось и не в лучшую сторону. А воздействовать на этих людей в правильном отношении как будто уже и не кому. Нет ни учителей, ни правления колхоза, ни ветеранов.
Что касается города, то в этом отношении он не очень-то отстаёт о деревни. Сейчас в Москве во всех общественных местах: магазинах, в транспорте, в подъездах, на дорогах и т.д и т.п  установлены видеокамеры, которые не дают разгуляться  тем, кто склонен вести себя за рамками приличия, нарушает общественный порядок,совершает преступления. Так что и город как-то приближается в плане наблюдения и осведомлённости друг о друге..Хорошо это или плохо - другое дело.

Когда-то в каждой деревне было несколько «кланов»-жителей с разными фамилиями-своего  родов или кланов-Денисовы, Вильцевы, Карташовы, Мурзаевы, Ведяевы.. Со временем  оказывалось,что все в деревне  находятся в родственных отношениях. Вся деревня – родственники. Может быть  благодаря этому все выживали в трудные времена. Сейчас ещё остались люди с определёнными родственными связями,которые могут образовывать «семейные» фермы по разведению птиц,овец,скота. Эти фермы будут более защищёнными и своими в деревне. Но распространения это не получает. Индивидуальному предпринимателю трудно выжить в селе. Но к этому нужно готовиться.
Возглавлять эту ферму должен активный, толковый организатор, которого поддерживает председатель сельского совета и руководство района. Я не думаю, что в одной небольшой деревне появится много таких ферм. Но другие просто сами более активно будут разводить  и птицу и животных и использовать огороды. Я не хочу сказать ,что предлагаю что-то новое, нет. Конечно, для работы на полях, при выращивании пшеницы нужны более крупные хозяйственные частные фермы и он, в общем-то, уже есть.
Чтобы определить приемлемый путь "реставрации" жизни в деревне, нужно ещё лучше знать психологию деревенского жителя. НЕ исключено, что мы преувеличиваем природный коллективизм крестьянина. Лет 20 тому назад ко мне приехал мой родственник Володя, работавший в Тюменской области на нефтяных промыслах и предложил подумать над таким предложением. Перед этим он побывал в Курейном - на родине своих родителей .посмотрел на всю разруху и задумал построить большой благоустроенный дом на полуострове впадающем в озеро Куреинское - красивое место заросшее различными деревьями, в том числе соснами, вишней, и стаями, перелетевшими из дальних лесов галдеющих грачей , кряканьем уток и окружающими  остров зарослями камыша. Полуостров представляет собой возвышенность и вода озера не подступает к его основной части. Прикинули проект дома и его коммуникации. Дом должен был состоять из 50-60 квартир с проживанием до 100 человек. Определили с помощью консультантов общую стоимость строительства. Стали определять, кого поселять в дом. Он и его помощник не однократно выезжал на место,беседовал с пожилыми людьми, живущими в старых непригодных для жилья домах. И оказалось ,что мало кто даже из родственников пожелал в будущем жить под общей крышей с другими, в том числе и родственниками, и с хорошо знакомыми людьми. "Хоть в плохом домишке, но в своём". Много было канители .. Но в конце концов добрые намерения оказались утопией, фантазией. Проект не состоялся. И сейчас я думаю о Володе с большим уважением. Несомненно, это в принципе  возможный и достойный вариант выживания жителей исчезающих деревень.
9.
А что там -за границей? В США огромные поля пшеницы и кукурузы, но деревень в нашем понимании там уже давно  нет. Заметно уменьшается количество семейных ферм и возростает число крупных хозяйств, принадлежащих кооперативам. Люди, которые в них работают, стремятся постоянно жить не в деревнях,а в крупных поселениях городского типа,где расположены обрабатывающие предприятия и магазины оптовой торговли. Численность людей,непосредственно работающих в поле,благодаря высокой технической оснащённости, небольшая и постоянно сокращается. Им выгоднее ездить на работу из города, чем жить на отдельных хуторах. Эра хуторов или семейных ферм подходит на Западе к своему естественному концу.Там, конечно у них свои порядки и свои достижения,свои интересы и своя философия жизни, но кое-что можно и воспринять. Мне рассказывал товарищ ,который живёт в Денвере (США), что на большом поле стоят два небольших домика, в которых размещается  специалисты по обслуживанию техники. Есть навес, где можно укрыть от дождя технику. Работников всего человек 5-6. Эти работники могут быть связаны с ближайшей деревней, но только тем, что кто-то из её жителей может быть использован в работе этой сельскохозяйственной фирмы. Кругом хорошие дороги. Особенность - высокая производительность труда  работников фирмы,позволяющая снижать себестоимость продукции.
Руководству районов необходимо смелее искать, экспериментировать,создавать новые производства  с учётом местных условий,поднимать людей на выживание. Больше ответственности за жизнь людей и побольше фантазии. Все надежды на малое предпринимательство возлагать в ближайшее время не приходится. Представляется возможно проработать вопрос о кооперативах,в которые жители деревни могли бы сдавать излишки производимые в своём хозяйстве и пользоваться кооперативными магазинами. Смысл этого в том, чтобы сельским жителям объединиться в потребительские кооперативы заключается в том ,чтобы противопоставить  свою систему торговли розничным и оптовым торговцам,которые имеют цель получение максимальной прибыли.за счёт сельчан.
Важным вопросам является психология взаимоотношения людей.
Экономический критерий в жизни общества требует переходить на режим жёсткой,но разумной  экономии во всём, и в образовании и в медицине. Этот критерий должен лечь в основу нашей идеологии.ограниченного аскетиза. Мне кажется, что в сегодняшних условиях тезис о том,что все должны стремиться к тому,чтобы больше было богатых и меньше бедных становится сомнительным. Хотя все естественно хотят жить лучше. Но лучше рассчитывать на  среднее благосостояние. Интересные суждения в этой связи у Солженицина. Он пишет, что сегодня экономическое процветание провозглашено идеалом развития человечества, но оно может привести к деградации. Материальный успех обогнал потребность в духовном развитии..Люди отличаются от животных тем,что они не могут жить,если у них нет цели жизни. У многих  сейчас - это копить деньги (?) не зная зачем и это недостижимая цель. (Видимо это характерно в большей степени для жителей города?).
Китайская философия учит думать о двух вещах: забота о родителях и воспитание детей.Китайские дети учатся тому как не опозорить своих родителей. "Нельзя каравану идти быстрее чем старики и дети."Западная философия привела  к тому,ч то дети и родители друг друга не слышат. Деревня традиционно  считалась оплотом благоразумия. Я думаю,что не совсем отсырел ещё "порох в пороховницах"!?

Итак, если ещё раз сказать, опираясь на метод экстраполяции, - что скорее всего будет с нашей деревней, то можно сказать следующее.
Процесс урбанизации будет продолжаться. Кто может и у кого есть возможность будут переезжать из деревень в более крупные населённые пункты,города. Кто не желает – может жить дальше на своём месте, но в умирающей деревне он объективно лишается благ,свойственных жизни коллективной. Детей в сельской местности будет всё меньше. Обучать их в школе станет  всё дороже. Частные  хотя бы начальные классы школы  могут быть, но качественное обучение в них будет дорогое. Но мне думается, что они будут, если определится их статус. Представляется, что воспитание и обучение ребёнка в атмосфере сельской жизни много богаче и в здоровье, и в  формировании морали, и патриотизма, чем в городе. И любят деревенские сердцем и только сердцем, скромно, красиво и на всю жизнь.

Любовь как счастье одинаково "воздействует" как на городских так и на деревенских. Но отношение к этим глубинным ценностям может быть в чём-то не одинаково.
"Нет, Мой Милый."
Стихи Евгения Долматовского. Музыка Марка Фрадкина. Исполнила Людмила Гурченко

Нет, мой милый, никуда я не уеду,
А иначе мы друг друга обездолим,
Понимаешь, никуда я не уеду,
Лучше было бы тебе не знать, не ведать,
Чем проститься, чем расстаться,
С этим полем.

Нет, мой милый, я не вынесу разлуки,
Ты мне пишешь, но плывут в тумане строчки,
Понимаешь, я не вынесу разлуки,
Ты спаси меня, избавь от этой муки,
Или сердце разорвется на кусочки.

Нет, мой милый, все у нас не так-то просто.
Шум проспектов и меня зовет и дразнит.
Понимаешь, все у нас не так-то просто
В свою горницу зову тебя-не в гости
Ну а в город будем ездить каждый праздник.

Нет, мой милый, я ни капли не тушуюсь,
Не робею-мол, деревня я простая,
Понимаешь, я ни капли не тушуюсь
Отдаю тебе любовь свою большую,
И в прическу незабудку заплетаю.
Слова этой песни, замечательно музыкально воспроизведённые Людмилой Гурченко, объясняют всё то, что я лишь пытаюсь написать с любовью о деревне.
Продолжение читайте на сайте Проза.ру

Произведения Юрия Ведяева на сайте Проза.ру

Категория: Статьи | Добавил: Ludmila (22.12.2016)
Просмотров: 1318 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 iuravediaew • 11:45, 21.05.2017
Я благодарю Вас за то,что Вы включили мою статью в обсуждение  столь значимой проблемы.С ув.Ю.А
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блогСообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •                                                            
    О новом законе
    председатель Профсоюза
    садоводов России
    Голосова
    Людмила Даниловна