Понедельник, 10.12.2018, 19:33
Саратовская Ассоциация "Волжский сад"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [297]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0




Методическая и
юридическая помощь
членам Ассоциации 
Тел. 37-66-49
Главная » Статьи » Статьи

Жилой дом или строение? Жилой или садовый?

Какой дом в СНТ?
Жилой дом или строение? Жилой или садовый?
Разъяснения о постройках в СНТ даны в письмах Министерства экономического развития России от 13.04.2018 № Д23и-1944, от 18.05.2018 г. № Д23и-2640 и от 07.11.2018 г. № 32363-ВА/Д23и


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Письмо от 13 апреля 2018 г. № Д23и-1944

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев позицию Росреестра в связи с рассмотрением обращения о подготовке технического плана и осуществлении государственного кадастрового учета здания с назначением "жилое строение", сообщает.
Как следует из обращения, при составлении декларации в отношении расположенного на садовом земельном участке здания заявителем было указано назначение здания "жилое строение". Однако осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было приостановлено ввиду несоответствия назначения здания виду разрешенного использования земельного участка "для садоводства": в разделе "Характеристики объекта недвижимости" дополнительно представленного технического плана назначение здания указано как "жилой дом", одновременно в разделе "Заключение кадастрового инженера" приведено соответствующее обоснование со ссылкой на невозможность указания назначения "жилое строение" в действующей в настоящее время xml-схеме электронного документа технического плана здания.
По результатам рассмотрения обращения Росреестром с целью осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости заявителю предлагается представить в орган регистрации прав технический план, в котором назначение здания указать как "нежилое".
В этой связи отмечаем.
Согласно статье 1 ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на садовом земельном участке допускается возведение исключительно жилых строений и хозяйственных строений и сооружений, на дачном земельном участке - жилых строений или жилых домов.
В соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение разрешения на строительство не требуется при строительстве любых построек на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Согласно пункту 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в числе дополнительных сведений об объекте недвижимости в отношении зданий в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) указываются сведения о назначении здания: нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
Согласно части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 данной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости или в отношении созданного объекта недвижимости - правообладателем земельного участка.
Требованиями к подготовке технического плана и составом содержащихся в нем сведений, требованиями к подготовке декларации об объекте недвижимости и составом содержащихся в ней сведений, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953, также установлено, что в случае подготовки указанных документов в отношении зданий предусмотрено указание одного из видов назначения здания: "нежилое", "жилое", "многоквартирный дом", "жилое строение".
Таким образом, законодательство, в том числе в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости, не содержит запрета на осуществление государственного кадастрового учета зданий с назначением "жилое строение", расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Кроме этого, полагаем необходимым обратить внимание на следующие положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2019 г.):
для целей применения в Законе N 217-ФЗ, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Указанные положения не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур (часть 7 статьи 54);
садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (пункт 1 статьи 3);
расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами (часть 9 статьи 54);
расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ с назначением "нежилое", сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами (часть 11 статьи 54);
садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (пункт 2 статьи 3);
садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 23).
Возможность указания назначения здания "жилое строение" при его государственном кадастровом учете была введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу в указанной части с 4 июля 2016 г. Вместе с тем Росреестром до настоящего времени не реализована такая возможность при подготовке технического плана здания в электронном виде и при осуществлении государственного кадастрового учета здания. В этой связи обращаем внимание, что отсутствие у Росреестра технической возможности указания такого назначения здания в техническом плане объекта недвижимости, по мнению Департамента недвижимости, не должно являться основанием приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
Предложенный Росреестром в письме вариант решения изложенного в обращении вопроса приведет к нарушению правил, устанавливаемых Законом N 217-ФЗ, и искажению сведений о зданиях, расположенных на садовых и дачных участках граждан: здания с назначением "нежилое" с 1 января 2019 г. будут признаны садовыми домами (часть 11 статьи 54), в то время как подлежащие государственному кадастровому учету до указанной даты здания с назначением "жилое строение" должны быть признаны жилыми домами.
Такие искажения сведений о назначении зданий приведут к направлению в налоговые органы неверных сведений об объектах налогообложения и, соответственно, неправильному начислению и взиманию налогов на объекты недвижимости. Так, согласно пункту 2 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (часть II) жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
В этой связи существует вероятность возникновения ограничения на реализацию прав граждан на оформление права собственности на здание с назначением "жилое строение", что повлечет в последующем необходимость гражданам обеспечить признание садового дома "жилым домом" в устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке и, возможно, дополнительные расходы граждан или выполнение ими дополнительных строительных работ.
Решение указанных проблем может потребовать в последующем целого комплекса мер, направленных на отграничение зданий с назначением "нежилое", являющихся хозяйственными постройками, от зданий, которые должны быть признаны садовыми домами, внесение в ЕГРН соответствующих изменений и направление в налоговые органы исправленных данных. Если указанные мероприятия не будут реализованы, это приведет к социальной напряженности и увеличению потока заявлений об исправлении реестровых ошибок, допущенных при ведении ЕГРН.
В этой связи с учетом положений Закона N 217-ФЗ в части изменения в силу закона назначения здания с "жилого строения" на "жилой дом" полагаем необходимым в настоящее время до перехода в каждом определенном регионе на ведение ЕГРН с использованием ФГИС ЕГРН - если указанная автоматизированная система и разработанная для нее xml-схема электронного документа технического плана здания предусматривают возможность указания назначения здания "жилое строение", либо до вступления в силу Закона N 217-ФЗ в отношении здания, расположенного на садовом или дачном земельном участке, указывать его назначение "жилое" с одновременным включением в раздел "Заключение кадастрового инженера" технического плана обоснования результата кадастровых работ, содержащего информацию о назначении здания "жилое строение".
Прошу обеспечить доведение данной информации до территориальных органов Росреестра, ФГБУ "ФКП Росреестра" и его филиалов, а также Ассоциации "Национальная палата кадастровых инженеров".
Директор Департамента недвижимости А.И.Бутовецкий
13.04.2018

Источник: КонсультантПлюс

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Письмо от 18 мая 2018 г. № Д23и-2640

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности, и не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Необходимо также отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением Минэкономразвития России непосредственно не уполномочено осуществлять ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), рассмотрение представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов, не уполномочено принимать решения о законности (незаконности) действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, государственной регистрации прав на них, признавать недействительным проведенный государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, давать территориальным органам Росреестра и подведомственному ему учреждению указания об отмене принятых решений о государственной регистрации прав, государственном кадастровом учете, давать оценку принятым решениям, в том числе о приостановлении или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Также обращаем внимание, что вопросы государственной регистрации прав в отношении конкретных объектов недвижимости, в соответствии с положением пункта 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении и (или) отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов.
Вместе с тем по вопросу о необходимости указания в техническом плане жилого дома, жилого строения, расположенных на земельном участке для ведения дачного хозяйства с категорией "земли сельскохозяйственного назначения", сведений о наименовании некоммерческого объединения граждан, в границах которого расположены земельный участок и объект капитального строительства, считаем необходимым отметить следующее.
Положением части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлен исчерпывающий список оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основаниям, не предусмотренным положением вышеуказанной части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, Департамент недвижимости считает недопустимым.
Как доложил Росреестр, по существу приложенных к обращению уведомлений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в декабре 2017 г. и марте 2018 г. на основании вновь поданных документов Управлением Росреестра по области приняты решения об осуществлении государственного кадастрового учета с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров.
В конце 2017 г. в Управлении Росреестра по области была проведена разъяснительная работа по вопросам недопустимости принятия решений о приостановлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, в частности по причине приостановления государственного кадастрового учета зданий, сооружений, расположенных на предназначенных для ведения садоводства, дачного хозяйства земельных участках, в случае, когда в представленных документах отсутствует информация о некоммерческом объединении граждан, предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), в котором расположено такое здание, сооружение.
Статьей 8 Закона N 66-ФЗ установлено, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке в том числе на территории соответствующего объединения.
При этом обращаем внимание, что согласно подпункту 7 пункта 43 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее - Требования), в разделе технического плана "Характеристики объекта недвижимости" в строке "Дополнение местоположения объекта недвижимости" указываются сведения о местоположении здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, в случае если оно не указано в структурированном в соответствии с ФИАС виде.
Если здание, сооружение, объект незавершенного строительства расположены в границах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, в описании местоположения объекта недвижимости в строке "Дополнение местоположения объекта недвижимости" указывается наименование такого некоммерческого объединения.
Одновременно согласно утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 форме декларации об объекте недвижимости (далее - Декларация) в состав Декларации включена строка "Наименование некоммерческого объединения граждан" раздела "Адрес (местоположение) объекта недвижимости".
В связи с вышеизложенным, по мнению Департамента недвижимости, в случае если к кадастровому инженеру в рамках заключенного договора подряда на выполнение кадастровых работ представлена декларация о созданном объекте недвижимости, расположенном в границах земельного участка, вид разрешенного использования и адрес и (или) местоположение которого предполагают расположение земельного участка в границах территории некоммерческого объединения граждан, предусмотренного положением Закона N 66-ФЗ, в соответствующие разделы (адрес, местоположение) которой не включены сведения о некоммерческом объединении граждан, считаем целесообразным кадастровому инженеру уточнить у заказчика кадастровых работ содержание Декларации.
В случае подтверждения содержащихся в Декларации сведений (отсутствия наименования некоммерческого объединения граждан в разделе "Адрес (местоположение) объекта недвижимости") кадастровому инженеру надлежит осуществлять подготовку технического плана в строгом соответствии с представленными заказчиком кадастровых работ документами.
Одновременно по вопросу указания назначения "жилое строение" в техническом плане созданного объекта недвижимости Департамент недвижимости считает необходимым отметить следующее.
С 1 января 2019 г. вступает в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), согласно которому:
для целей применения в Законе N 217-ФЗ, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Указанные положения не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур (часть 7 статьи 54);
садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (пункт 1 статьи 3);
расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами (часть 9 статьи 54);
расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ с назначением "нежилое", сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами (часть 11 статьи 54);
садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (пункт 2 статьи 3);
садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 23).
Возможность указания назначения здания "жилое строение" при его государственном кадастровом учете была введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу в указанной части с 4 июля 2016 г. Вместе с тем Росреестром с учетом поэтапного перехода к использованию ФГИС ЕГРН в субъектах Российской Федерации до настоящего времени не реализована такая возможность при подготовке технического плана здания в электронном виде и при осуществлении государственного кадастрового учета здания. Однако отсутствие технической возможности указания такого назначения здания в техническом плане объекта недвижимости, по мнению Департамента недвижимости, не должно являться основанием приостановления осуществления государственного кадастрового учета и ущемлять права граждан на соответствующие объекты недвижимости.
В этой связи с учетом положений ФЗ № 217-ФЗ в части изменения в силу закона назначения здания с "жилое строение" на "жилой дом" полагаем необходимым в настоящее время до перехода в отдельных субъектах Российской Федерации к ведению ЕГРН с использованием ФГИС ЕГРН - если указанная автоматизированная система и разработанная для нее xml-схема электронного документа технического плана здания предусматривают возможность указания назначения здания "жилое строение", либо до вступления в силу Закона N 217-ФЗ в отношении здания, расположенного на садовом или дачном земельном участке, указывать его назначение "жилое" с одновременным включением в раздел "Заключение кадастрового инженера" технического плана обоснования результата кадастровых работ, содержащего информацию о назначении здания "жилое строение".
Заместитель директора Департамента недвижимости Э.У.Галишин
18.05.2018

Источник: КонсультантПлюс

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Письмо от 7 ноября 2018 г. № 32363-ВА/Д23и
О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 13 ИЮЛЯ 2015 Г. N 218-ФЗ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 3 АВГУСТА 2018 Г. N 340-ФЗ В ЧАСТИ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И САДОВЫЕ ДОМА

С 4 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ № 340), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС) взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ № 218).
Кроме этого, с 1 января 2019 г. вступит в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ № 217), которым, в частности:
признается утратившим силу Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (далее - ФЗ № 66);
исключаются из законодательства понятия "дачный земельный участок", "жилое строение";
вводится понятие "садовый дом" (п. 2 ст. 3 ФЗ № 217);
садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 23 ФЗ № 217);
виды разрешенного использования земельных участков "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными; земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками (ч. 7 ст. 54 ФЗ № 217);
расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу ФЗ № 217 с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами (ч. 10 ст. 54 ФЗ № 217).
Со дня вступления в силу ФЗ № 340 (4.08.2018 г.) в результате изменений Градостроительного кодекса РФ (далее - ГК) понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом", "индивидуальный жилой дом" применяются в одном значении, если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 39 ст. 1 ГК).
В соответствии с изменениями, внесенными ФЗ № 340 в ФЗ № 218, государственный кадастровый учет созданных объектов ИЖС, садовых домов и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в электронном виде, к заявлению должны прилагаться:
уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома;
технический план, представленный застройщиком вместе с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство;
соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС или садовый дом, заключенное между правообладателями земельного участка, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.
В уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома должна быть указана в том числе информация об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права на созданный объект недвижимости (ча. 16 ст. 55 ГК).
Застройщик вправе самостоятельно обратиться в орган регистрации прав в случае неисполнения органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, указанной выше обязанности. При этом застройщик представляет в орган регистрации прав только заявление, иные документы орган регистрации прав запрашивает в уполномоченном на выдачу разрешений на строительство органе государственной власти или органе местного самоуправления (ч. 1.2 ст. 19 ФЗ № 218).
Одновременно ч. 1 ст. 26 ФЗ № 218 дополнена новыми основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, связанными с получением органом регистрации прав в установленном порядке, в том числе в качестве ответа на межведомственный запрос:
уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (пункт 58);
информации о том, что уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено (или возвращено без рассмотрения и считается ненаправленным) застройщиком в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство (пункт 59).
ФЗ № 34 установлен ряд особенностей применения положений федеральных законов в тех или иных случаях, в том числе с учетом вступления в силу с 1 января 2019 г. ФЗ № 217
В этой связи полагаем необходимым обратить внимание на следующее.
Относительно жилых строений и жилых домов, созданных или создаваемых на садовых или дачных земельных участках.
1. Согласно п. 9 ч. 5 ст. 8 ФЗ № 218-ФЗ в числе дополнительных сведений об объекте недвижимости в отношении зданий в ЕГРН указываются сведения о назначении здания - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
Требованиями к подготовке технического плана и составом содержащихся в нем сведений, требованиями к подготовке декларации об объекте недвижимости и составом содержащихся в ней сведений, утвержденными приказом Минэкономразвития от 18.12.2015 г. 953 (далее - Требования), также установлено, что при подготовке указанных документов (технического плана и (или) декларации об объекте недвижимости) указывается одно из предусмотренных ФЗ № 218 назначений здания - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение. Аналогичные положения с 4.07.2016 г. содержались в ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1.01.2017 г.).
Таким образом, законодательством в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости в отношении здания, расположенного в соответствии с ФЗ № 66 на садовом или дачном земельном участке, предусмотрено указание назначения "жилое строение".
В связи с изложенным с учетом положений ФЗ № 217 и в целях обеспечения безусловного его исполнения в части признания жилых строений жилыми домами необходимо в настоящее время до вступления в силу ФЗ № 217 в техническом плане здания, расположенного на садовом или дачном земельном участке:
в разделе "Характеристики объекта недвижимости" указывать его назначение "жилое" либо "жилой дом";
в раздел "Заключение кадастрового инженера" включать обоснование результата кадастровых работ, содержащее указание на назначение здания "жилое строение".
2. В отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных и садовых земельных участках, до 1 января 2019 года применяются положения ч. 3 ст. 48, п. 1 ч. 2 ст. 49, п. 1 ч. 17 ст. 51, ст. 51.1, п. 5 ч. 2.2 ст. 52, ч. 16 - 21 ст. 55 ГК, а также п. 1.1 ч. 1 ст. 15, ч. 1.2 ст. 19, ч. 11.1 ст. 24, п. 58 и 59 ч. 1 ст. 26 ФЗ № 218 (в редакции ФЗ № 340), установленные в отношении жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках (ч. 1 ст. 16 ФЗ № 340).
Согласно п. 1 ч. 17 ст. 51 ГК выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек.
Правообладатель дачного или садового земельного участка, на которых до дня вступления в силу ФЗ № 340 начаты строительство или реконструкция жилого дома (на дачном земельном участке) или жилого строения (на садовом или дачном земельном участке), также вправе до 1.03.2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 ГК (в редакции ФЗ № 340) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения (ч. 5 ст. 16 ФЗ № 340).
В случае, предусмотренном ч. 5 ст. 16 ФЗ № 340, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные на дачном или садовом земельном участке жилой дом, жилое строение осуществляются по правилам государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты ИЖС, садовые дома, предусмотренным ФЗ № 218 (в редакции ФЗ № 340, ч. 6 ст. 16 ФЗ № 340).
Иными словами, в указанных выше случаях для подготовки технического плана жилого дома или жилого строения, расположенных на соответствующих земельных участках, и их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав требуется наличие предусмотренных ч. 1 ст. 51.1 и ч. 16 ст. 55 ГК уведомлений, направленных в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в таких случаях обязаны направлять уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления либо застройщик в случае неисполнения органом власти указанной обязанности (ч. 1.2 ст. 19 ФЗ № 218).
Вместе с тем согласно ч. 7 ст. 16 ФЗ № 340 до 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов. В данном случае для подготовки технического плана жилого дома или жилого строения, расположенных на соответствующих земельных участках, и их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав наличие уведомлений не требуется, заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав подается застройщиком (правообладателем садового или дачного земельного участка) либо его представителем.
Таким образом, правообладатели земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, вправе по своему усмотрению в отношении возведенных ими (законченных строительством) жилых домов, жилых строений, расположенных на таких земельных участках, в целях государственного кадастрового учета и государственной регистрации права (осуществляемых одновременно) применить либо уведомительный порядок, введенный ФЗ № 340, либо ранее действовавший порядок, согласно которому указанные объекты относились к объектам, для строительства, реконструкции которых не требовалось получение разрешения на строительство и, соответственно, на ввод в эксплуатацию (п. 1 ч. 17 ст. 51 ГК РФ в редакции, действовавшей до 4.08.2018 г.).
В случае, если заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилое строение или жилой дом, расположенные на соответствующем земельном участке, было подано до 1.03.2019 г., у органа регистрации прав отсутствуют основания для приостановления учетно-регистрационных действий по причине непредставления (неиспользования при подготовке технического плана здания) или ненаправления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.
Относительно объектов ИЖС.
3. Согласно ч. 19 ст. 51 ГК разрешение на строительство индивидуального жилого дома выдается на десять лет.
С 4.08.2018 г. утратили силу ч. 9 - 9.2 ст. 51 ГК, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта ИЖС.
Согласно п. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГК выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов ИЖС.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГК для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (ч. 15 ст. 55 ГК в редакции ФЗ № 34).
Обращаем внимание, что в данном случае речь идет об объектах ИЖС (жилых домах), создаваемых или созданных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в границах населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).
4. В случае, если разрешение на строительство объекта ИЖС получено до дня вступления в силу ФЗ № 340, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию такого объекта не требуется (ч. 4 ст. 16 ФЗ № 340).
Если до дня вступления в силу ФЗ № 340 было подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со ст. 51 ГК (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу ФЗ № 340).
В этом случае также не требуется ни направление уведомления о планируемом строительстве, предусмотренного ст. 51.1 ГК (в редакции ФЗ № 340), ни получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 3 - 4 ст. 16 ФЗ № 340).
5. Вместе с тем при наличии разрешения на строительство объекта ИЖС застройщик уведомляет об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта ИЖС, в соответствии с ч. 16 ст. 55 ГК (ч. 4 ст. 16 ФЗ № 340).
В данном случае рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС осуществляется по правилам, предусмотренным ч. 18 - 21 ст. 55 ГК (в редакции ФЗ № 340). Направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта ИЖС требованиям разрешения на строительство объекта ИЖС.
К уведомлению об окончании строительства застройщику необходимо приложить в числе прочих документов технический план созданного объекта ИЖС.
В этих случаях сведения об объекте ИЖС, за исключением сведений о местоположении объекта ИЖС на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании:
либо разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии);
либо разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости, предусмотренной ч. 11 ст. 24 ФЗ № 218 (в редакции ФЗ № 340) (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
При рассмотрении документов, представленных уполномоченным на выдачу разрешений на строительство органом государственной власти или органом местного самоуправления с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект ИЖС либо по запросу органа регистрации прав (ч. 1.2 ст. 19 ФЗ № 218), не допускается приостановление таких учетно-регистрационных действий по причине отсутствия уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) объекта ИЖС, поскольку в этом случае при подготовке технического плана применяется разрешение на строительство.
Также в случае, если заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было представлено правообладателем земельного участка до вступления в силу ФЗ № 340, такое заявление и приложенные к нему документы, в том числе в случае приостановления учетно-регистрационных действий, должны рассматриваться по правилам ФЗ № 218, действовавшим до вступления в силу ФЗ № 340.
6. В случае если строительство (реконструкция) объекта ИЖС на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта начато до получения в установленном порядке разрешения на строительство и до вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ, правообладатель такого земельного участка вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 ГК (в редакции ФЗ № 340) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта ИЖС (ч. 5 ст. 16 ФЗ № 340).
Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 51.1 ГК, по завершении строительства правообладателем земельного участка направляется предусмотренное ч. 16 ст. 55 ГК уведомление об окончании строительства или реконструкции, а рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, установленном частями 17 - 21 ст. 55 ГК. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Таким образом, применительно к ч. 5 ст. 16 ФЗ № 340 следует отметить, что данная норма позволяет осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на жилые дома, строительство которых начато (в том числе начато и завершено) до дня вступления в силу указанного Закона, без разрешения на строительство (несмотря на требования ст. 51 ГК в редакции, действовавшей до 4.08.2018 года), при условии подачи до 1 марта 2019 года соответствующего уведомления в уполномоченный орган. При этом совокупность указанных фактов (отсутствие разрешения на строительство, начало строительства без разрешения на строительство, отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) не является само по себе основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой дом при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 51.1 и 55 ГК (в редакции ФЗ № 340).
7. Относительно подготовки технического плана объекта ИЖС или садового дома, строительство которых не завершено.
Согласно ч. 9 ст. 24 ФЗ № 218 сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство такого объекта и проектной документации такого объекта недвижимости.
Таким образом, если в отношении объекта ИЖС до вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ было получено разрешение на строительство (подано заявление о получении такого разрешения), подготовка технического плана в отношении объекта незавершенного строительства осуществляется на основании такого разрешения на строительство и проектной документации объекта ИЖС (при отсутствии проектной документации - декларации, предусмотренной ч. 11 ст. 24 ФЗ № 218).
Если в отношении объекта ИЖС или садового дома было направлено уведомление о планируемом строительстве, реконструкции объекта ИЖС, садового дома, и такие строительство, реконструкция считаются согласованными уполномоченными органами (ч. 13 ст. 51.1 ГК), но строительство не было завершено, технический план подготавливается так же, как и для направления уведомления об окончании строительства (на основании указанных в ч. 11.1 ст. 24 ФЗ № 218 уведомлений и проектной документации или декларации при отсутствии проектной документации), но с указанием вида объекта недвижимости "объект незавершенного строительства".
8. Относительно формы технического плана объекта ИЖС или садового дома, прилагаемого к уведомлению об окончании строительства, реконструкции.
В соответствии с п. 12 ч. 3, ч. 10.1 ст. 55 ГК представляемый застройщиком для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и являющийся обязательным приложением к такому разрешению технический план должен быть подготовлен в соответствии с ФЗ № 218.
Частью 16 ст. 55 ГК также предусмотрена обязанность застройщика представлять вместе с уведомлением об окончании строительства объекта ИЖС или садового дома технический план соответствующего объекта капитального строительства.
ФЗ № 218 установлено, что технический план подготавливается (ч. 12 ст. 24) и представляется в орган регистрации прав (ч. 4 ст. 21) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Аналогичное положение содержится в п. 21 Требований, при этом подготовка кадастровым инженером технического плана на бумажном носителе осуществляется только в том случае, если указанное предусмотрено договором подряда (п. 23 Требований).
Учитывая изложенное, технический план объекта ИЖС или садового дома, указанный в п. 2 ч. 16 ст. 55 ГК, следует прикладывать к уведомлению о завершении строительства в форме электронного документа, подготовленного в соответствии с ФЗ № 218 и Требованиями.
9. Относительно форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома.
Согласно ч. 16 ст. 55 ГК уведомление об окончании строительства, реконструкции должно содержать сведения об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав на созданный (реконструированный) объект ИЖС, садовый дом.
В соответствии с приказом Минстроя РФ от 19.09.2018 г. № 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома" в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик в числе прочего подтверждает оплату государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав (указывает реквизиты платежного документа).
В силу ст. 25 ФЗ № 218 орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, в том числе если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Во избежание случаев, связанных с возвратом документов без рассмотрения по причине ненахождения органом регистрации прав информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома в дополнение к реквизитам платежного документа целесообразно рекомендовать соответствующим уполномоченным органам проводить разъяснительную работу с застройщиками либо об указании в том числе наименования, даты платежа и уникального номера платежа (указанного в платежном документе), суммы платежа, либо прикладывать к такому уведомлению копию платежного документа, в том числе распечатку подтверждения электронного платежа (кассовый чек). Аналогичную работу (разъяснения) следует проводить и органам регистрации прав.
10. Относительно нежилых зданий, в том числе хозяйственных построек, расположенных на садовом, огородном, дачном земельных участках или на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения в границах населенного пункта личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ от 7.07.2003 г. N 112 "О личном подсобном хозяйстве" на приусадебном земельном участке допускается размещение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 ГК.
Согласно ст. 3 ФЗ № 217 на садовом земельном участке допускается размещение садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, при этом под хозяйственными постройками понимаются сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд (п. 1, 3 ст. 3 ФЗ № 217).
В соответствии со ст. 23 ФЗ № 217 предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 ГК. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития от 1.09.2014 г. № 540, предусмотрено, что на земельных участках с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" допускается размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей) и индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
В этой связи параметры строительства хозяйственных построек, зданий и сооружений, вспомогательных по отношению к жилым домам, определяются градостроительным регламентом.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что гаражи, подсобные сооружения, хозяйственные постройки, производственные, бытовые и иные здания, расположенные на соответствующих земельных участках, обладающие признаками объекта недвижимости и являющиеся объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту - объекту ИЖС или садовому дому, должны создаваться по правилам, предусмотренным п. 3 ч. 17 ст. 51 ГК, то есть без получения разрешения на строительство и без направления уведомления, предусмотренного ст. 51.1 ГК. Аналогичные правила применяются при строительстве или реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 1 ч. 17 ст. 51 ГК).
Таким образом, возведение перечисленных выше объектов на садовых (дачных) земельных участках, или на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на приусадебных земельных участках осуществляется без получения разрешения на строительство и направления каких-либо уведомлений. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на такие объекты осуществляются на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости. Представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется, если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано. Технический план в данном случае составляется на основании предусмотренной ч. 11 ст. 24 ФЗ № 218 декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной правообладателем земельного участка.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 66 огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Таким образом, до 1 января 2019 года на огородном земельном участке не может быть возведено жилое строение, являющееся объектом недвижимости, а может быть создан только некапитальный объект. В свою очередь, хозяйственные строения и сооружения могут быть возведены в качестве объектов недвижимости на огородном участке только в случае, если это предусмотрено правилами землепользования и застройки.
Как предусмотрено ч. 32 ст. 54 ФЗ N 217, зарегистрированное до дня вступления в силу указанного Закона право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения, которые являются объектами капитального строительства, строительство которых осуществлено на огородном земельном участке и которые не являются самовольными постройками, сохраняется.
Согласно статье 3 ФЗ № 217 огородный земельный участок - это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
В этой связи с 1 января 2019 года на огородном участке не допускается возведение объектов капитального строительства и, соответственно, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них в порядке, предусмотренном ФЗ № 218.
В.В.Абрамченко

Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Вступает в силу 1 января 2019 года

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;
2) садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании;
3) хозяйственные постройки - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд;
4) огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;



Источник: http://www.consultant.ru
Категория: Статьи | Добавил: Ludmila (22.11.2018) | Автор: Ассоциация "Волжский сад" E W
Просмотров: 61 | Теги: строительство в снт, садовый дом, Жилой дом, дом, Дача, письмо минэкономразвития, жилое строение на даче | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блогСообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •                                                            
    О новом законе
    председатель Профсоюза
    садоводов России
    Голосова
    Людмила Даниловна