Пятница, 18.08.2017, 11:46
Саратовская Ассоциация "Волжский сад"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0




Методическая и
юридическая помощь
членам Ассоциации 
Тел. 37-66-49

История садоводства и огородничества

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р. от 14 июня 1927 года "О ДАЧНЫХ ПОСЕЛКАХ"
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Дачными поселками признаются населенные пункты, расположенные вне городской черты и имеющие основным назначением обслуживание городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха, если притом сельское хозяйство является основным занятием не более чем для двадцати пяти процентов взрослого населения.
Примечание. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения, не занимающаяся сельским хозяйством, постоянно проживает в них.
 2. В дачных поселках образуются поселковые советы, действующие на основании Положения о сельских советах (Собр. Узак., 1924, N 82, ст. 827).
3. Постановлениями советов народных комиссаров автономных республик, не имеющих губернского деления, областных исполнительных комитетов автономных областей, а также губернских и, в районированных административно-территориальных объединениях, окружных исполнительных комитетов, по представлению соответствующих нижестоящих исполнительных комитетов, дачным поселковым советам экономически мощных поселков могут быть предоставлены бюджетные права.
Примечания. 1. По постановлениям соответствующих центральных исполнительных комитетов автономных республик, исполнительных комитетов автономных областей, краевых, областных и губернских исполнительных комитетов, утверждаемых Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, вместо сельских советов в отдельных дачных поселках могут быть образованы городские советы, действующие на основании положения о последних.
2. Центральным исполнительным комитетам автономных республик, исполнительным комитетам автономных областей, краевым, областным и губернским исполнительным комитетам предоставляется право организовывать особые дачные хозяйственные управления по типу коммунальных трестов, изымая необходимые для образования треста имущества из ведения соответствующих дачных поселковых советов. В этих случаях на дачные хозяйственные управления (дачные тресты) возлагается участие в благоустройстве соответствующего дачного поселка.
 4. В отношении благоустройства дачных поселков, планировки и застройки их, поселковые советы руководствуются особой инструкцией, издаваемой Народным Комиссариатом Внутренних Дел по соглашению с Народным Комиссариатом Земледелия, Народным Комиссариатом Здравоохранения и Народным Комиссариатом Юстиции.
5. Земли под существующими дачными поселками, отнесенными к этой категории на основании настоящего Постановления, а равно земли, необходимые для организации новых дачных поселков, отводятся поселкам в порядке, установленном для отвода земель городам (ст. ст. 144 - 146 и 153 Земельного Кодекса).
6. Земельные отношения в дачных поселках регулируются на основании Положения о земельных распорядках в городах (Собр. Узак., 1925, N 27, ст. 188).
7. В отношении налогового обложения дачные поселки приравниваются к сельским поселениям.
8. Списки селений, подлежащих по своим признакам отнесению к категории дачных поселков, разрабатываются соответствующими областными исполнительными комитетами автономных областей, краевыми, областными и губернскими исполнительными комитетами и утверждаются Народным Комиссариатом Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. Списки дачных поселков в автономных республиках утверждаются центральными исполнительными комитетами этих республик.
9. Порядок составления списков существующих и вновь возникающих дачных поселков и сроки их представления устанавливаются инструкцией, издаваемой Народным Комиссариатом Внутренних Дел.
 Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.КАЛИНИН
Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров А.СМИРНОВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета А.КИСЕЛЕВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР от 24 февраля 1949 г. N 807 "О КОЛЛЕКТИВНОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОГОРОДНИЧЕСТВЕ И САДОВОДСТВЕ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ"
Учитывая большое значение развития огородничества и садоводства среди рабочих и служащих, Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Обязать Советы Министров республик, край (обл.) исполкомы и горисполкомы:
а) принять совместно с профсоюзными организациями необходимые меры по оказанию рабочим и служащим помощи в коллективном и индивидуальном огородничестве, обратив особое внимание на повышение урожайности овощных культур и картофеля;
б) выявить и отвести до 1 апреля 1949 г. под огороды рабочих и служащих свободные земли городов, поселков, госземфонда, в полосах отвода железных и шоссейных дорог, а также свободные земли предприятий, учреждений и организаций.
Земельные участки под огороды отводятся только тем рабочим и служащим, которые не имеют приусадебных участков.
Лучшие и ближе расположенные к населенным пунктам земельные участки отводить в первую очередь семьям погибших воинов и инвалидам Отечественной войны;
в) все свободные земли городов, поселков и госземфонда, ранее отведенные под огороды рабочих и служащих, а также отводимые для этой цели в 1949 году в соответствии с подпунктом "б", не намеченные к использованию в ближайшее время под застройку или для других специальных целей, закрепить за коллективами рабочих и служащих сроком до 5 лет, в зависимости от плана дальнейшего использования этих земель.
2. Закрепить на 1949 год под огороды рабочих и служащих ранее отведенные земли подсобных хозяйств (кроме земель подсобных хозяйств курортов, санаториев, домов отдыха), промышленных предприятий, учреждений и организаций, в полосах отвода железных и шоссейных дорог и земли гослесфонда (за исключением земель, предназначенных под посадку лесокультур в 1949 году), срок пользования которыми истек в 1948 году.
3. Продлить на 1949 год действие Постановления Совета Министров СССР от 9 апреля 1947 г. N 940 в части сохранения порядка отпуска воды для полива огородов рабочих и служащих и порядка перевозок семенного картофеля и урожая с коллективных и индивидуальных огородов.
4. Обязать Министерство сельского хозяйства СССР организовать в городах и рабочих поселках до начала весеннего сева продажу рабочим и служащим семян огородных культур, а Министерство торговли СССР - продажу удобрений.
5. Обязать Советы Министров республик, край (обл.) исполкомы и горисполкомы принять меры к широкому развитию коллективного и индивидуального садоводства рабочих и служащих на свободных землях городов и поселков и вокруг городов и поселков на землях госземфонда и гослесфонда.
6. Земельные участки для садоводства рабочих и служащих из земель госземфонда отводятся в ведение городских и поселковых исполкомов по решению соответствующего Совета Министров республики или край (обл.) исполкома, а из земель гослесфонда - по решению Совета Министров СССР в порядке, установленном Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1948 г. N 906.
7. Городские и поселковые исполкомы, исходя из проектов планировки городов и поселков, а также плана использования переданных им земель госземфонда и гослесфонда, выделяют земельные участки под сады рабочих и служащих предприятиям, учреждениям и организациям, а последние отводят участки рабочим и служащим в размере: в городах - до 600 кв. метров и вне городов - до 1200 кв. метров, в зависимости от наличия земель.
Земельные участки под сады отводятся только тем рабочим и служащим, которые не имеют приусадебных участков и огородов.
Отводимые рабочим и служащим земельные участки под сады закрепляются за ними в бессрочное пользование при условии беспрерывной работы на предприятии, в учреждении или организации в течение 5 лет после отвода земельного участка под сад.
При переезде на постоянное местожительство в другую местность рабочие и служащие лишаются права пользования садовыми участками, но им возмещаются произведенные затраты новыми пользователями садовых участков в размерах, определяемых городскими или поселковыми исполкомами по согласованию с профсоюзными организациями.
За рабочими и служащими, переведенными на другую работу, оставившими работу вследствие инвалидности или перехода на пенсию до истечения 5-летнего срока после получения земельного участка, а также за семьями лиц, призванных в Советскую армию, поступивших в учебные заведения, и за семьями умерших сохраняется право пользования участками, отведенными им под сад.
8. Рабочие и служащие обязаны в течение первых трех лет полностью освоить личным трудом или трудом членов своих семей отводимые им земельные участки под сад и посадить фруктовые деревья и ягодные кустарники (крыжовник, малина, смородина и др.) в количестве, устанавливаемом городскими и поселковыми исполкомами.
В случае невыполнения этого условия рабочий и служащий лишается права пользования земельным участком, выделенным ему под сад.
9. Освободить от обложения сельскохозяйственным и подоходным налогами доходы рабочих и служащих, полученные с земельных участков, отведенных им предприятиями, учреждениями и организациями:
а) под коллективное огородничество и садоводство;
б) под индивидуальное огородничество и садоводство, если площадь земельного участка не превышает 0,15 га на семью и у них нет рабочего или крупного рогатого скота облагаемого возраста.
Земли, отводимые рабочим и служащим под коллективные и индивидуальные огороды и сады, освобождаются также от обложения земельной рентой.
Считать утратившим силу Постановление Совнаркома СССР от 19 июня 1943 г. "Об освобождении от обложения сельскохозяйственным налогом рабочих и служащих по доходам, полученным с земельных участков, выделенных под коллективные и индивидуальные огороды" (С.П. СССР, 1943, N 9, ст. 153).
10. Обязать Советы Министров республик, край(обл)исполкомы и Министерство сельского хозяйства СССР обеспечить выделение из имеющихся питомников для продажи рабочим и служащим необходимого количества посадочного материала плодово-ягодных культур, наиболее приспособленных к данным климатическим условиям, в особенности пород и сортов, быстро вступающих в период плодоношения.
11. Обязать Советы Министров союзных республик организовать в существующей сети питомников Министерств коммунального хозяйства республик выращивание посадочного материала плодово-ягодных культур для нужд коллективного и индивидуального садоводства рабочих и служащих.
12. Обязать Советы Министров республик, край(обл)исполкомы и горисполкомы обеспечить изготовление на предприятиях местной промышленности и промкооперации мелкого огородного и садового инвентаря (лопаты, мотыги, грабли, садовые ножи и пилы, лейки и др.) в необходимом количестве и организовать продажу этого инвентаря рабочим и служащим.
13. Разрешить Министерству путей сообщения и Министерству речного флота продажу рабочим, служащим, учащимся, пенсионерам и членам семей инвалидов Отечественной войны абонементных, месячных, сезонных и навигационных билетов для проезда на свои огороды и сады в период с 15 марта по 15 октября на пригородных поездах, а также по пригородным и внутригородским линиям (в том числе и на переправах) водного транспорта.
14. Обязать Министерства и ведомства, а также директоров предприятий и руководителей учреждений оказывать профсоюзным организациям, рабочим и служащим всемерную помощь и содействие в деле развития огородничества и садоводства.
15. Обязать Советы Министров республик и край (обл.) исполкомы представить в Совет Министров СССР и ВЦСПС отчеты о проделанной работе: к 1 июля 1949 г. по итогам весенних работ, к 15 ноября 1949 г. по итогам уборки урожая на огородах рабочих и служащих и к 1 января 1950 года по развитию садоводства рабочих и служащих.
 Председатель Совета Министров Союза ССР И.СТАЛИН
Управляющий Делами Совета Министров СССР Я.ЧАДАЕВ

Из постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 7 апреля 1942 г. «О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих»
«…Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют:
1. Обязать совнаркомы союзных и автономных республик, краевые и областные исполкомы выявить все пустующие земельные участки в городах и поселках, а также свободные земли Госфонда, расположенные вокруг городов и населенных пунктов, и отвести их предприятиям, учреждениям, организациям и воинским частям для организации подсобного сельского хозяйства и под огороды рабочих и служащих…
3. Установить, что подсобные хозяйства привлекаются к обязательным поставкам государству сельскохозяйственных продуктов с переданных им во временное пользование земель колхозов по нормам, установленным для этих подсобных хозяйств…»

Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 18 октября 1942 года № 1712 1942 г. N 1712 "О мерах по дальнейшему развитию подсобных хозяйств промышленных наркоматов".(текст не нашла)

5 февраля 1942 года Ленинградский городский комитет Коммунстической партии принял Постановление о создании в пригородах подсобных хозяйств для снабжения Ленинграда овощами, картофелем, ягодами и другими сельскохозяйственными продуктами. Решением предусмотрено образование при Ленгорисполкоме земельного отдела. Такие же отделы создаются и в исполкомах районных Советов. В самом горкоме партии создан сельскохозяйственный отдел. Решением предусмотрено образование при Ленгорисполкоме земельного отдела. Такие же отделы создаются и в исполкомах районных Советов. В самом горкоме партии создан сельскохозяйственный отдел. 
Земли под огороды отводятся не только в пригородах, но и внутри города. Посадка овощей и картофеля будет производиться на пустырях, в парках, садах, на свободных площадках между зданиями.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР от 22 марта 1950 г. N 1172 
О КОЛЛЕКТИВНОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОГОРОДНИЧЕСТВЕ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ

Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Разрешить Советам Министров республик, край(обл)исполкомам и горисполкомам отводить земельные участки под огороды рабочим и служащим, которые имеют приусадебные участки в размерах менее установленных п. 7 Постановления Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 г. N 807.
В связи с этим абзац второй подпункта "б" пункта 1 указанного Постановления изложить в следующей редакции: "Земельные участки под индивидуальные огороды отводятся также рабочим и служащим, имеющим приусадебные участки, но в таком размере, чтобы общая площадь (под приусадебным участком и огородом) не превышала: в городах - 600 кв. метров и вне городов - 1200 кв. метров, в зависимости от наличия земель".
2. Продлить на 1950 год действие п. п. 2 и 3 Постановления Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 г. N 807 "О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих".
3. Обязать Советы Министров республик и край(обл)исполкомы представить в Совет Министров СССР и ВЦСПС отчеты: к 1 июля 1950 года по итогам весенних работ, к 15 ноября 1950 года по итогам уборки урожая на огородах рабочих и служащих и к 1 января 1951 года по развитию садоводства рабочих и служащих.
Председатель Совета Министров Союза ССР И.СТАЛИН
Управляющий Делами Совета Министров СССР М.ПОМАЗНЕВ
P.S. Постановление действовало до 01.03.2015 года .

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПОЛУЧЕНИЕ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ И НА ПРОДАЖУ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО И ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА, САДОВОДСТВА И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

Статья 1. Передача земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации и настоящим Законом.
Предоставить право гражданам, получившим земельные участки в частную собственность для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, продавать их другим гражданам Российской Федерации независимо от сроков приобретения права собственности на продаваемый земельный участок в пределах норм предоставления земельных участков.
Использование собственником приобретенного земельного участка не по целевому назначению, если иное не установлено законом, не допускается.
Граждане, имеющие на момент вступления в силу настоящего Закона земельные участки, размеры которых превышают предельные нормы, во всех случаях сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей установленные нормы. При этом предоставить право гражданам приобретать данную часть земельного участка в частную собственность по договорной цене у местного Совета народных депутатов.
Статья 2. Продажа земельного участка для целей, указанных в статье 1 настоящего Закона, производится его собственником самостоятельно путем договора с покупателем либо с помощью районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству путем проведения в установленном порядке конкурса или аукциона.
Договор купли-продажи (купчая) земельного участка подлежит нотариальному удостоверению и регистрации в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Консультант Плюс: примечание.В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие указанного закона (31.01.1998), подлежат государственной регистрации в специальном учреждении юстиции в порядке, установленном этим законом. В иных случаях государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Форма типового договора купли-продажи (купчей) земельного участка утверждается Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН
23 декабря 1992 года N 4196-1

Историко-правовые аспекты становления садоводства, огородничества, дачного строительства в России
А. Ю. ЧИКИЛЬДИНА "Журнал российского права", 2009, N 4
Чикильдина Анна Юрьевна - преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права Волгоградского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.
Дачно-садовое движение имеет свою историю. Предположительно, понятие "дача" связано с генеральным межеванием в России, происходившим в XVIII - XIX вв. Важнейшим его назначением было точное определение границ земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей для разрешения частых земельных споров собственников земли. По Манифесту, принятому в России 19 сентября 1765 г., Правительство отдало помещикам огромный фонд земель, насчитывавший около 70 млн. десятин. В основу конфигурации земельных владений были положены границы старинных "дач". Межевание сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны, и все планы содержали экономические примечания (о числе душ, об оброке и о барщине, о качестве земель и лесов, о промышленных предприятиях и промыслах, о памятных местах). Однако нормативно-правовая база, определяющая порядок землепользования на дачных участках, приближенных по правовому режиму к современным, стала постепенно формироваться только в XX в. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 июня 1927 г. "О дачных поселках" впервые определено понятие "дачный поселок". Так, дачными поселками признаются населенные пункты, расположенные вне городской черты и имеющие основным назначением обслуживание городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха, если при этом сельское хозяйство является основным занятием не более чем для 25% взрослого населения этих населенных пунктов. Земли под дачными поселками, отнесенными к этой категории на основании указанного Постановления, а равно земли, необходимые для организации новых дачных поселков, отводились поселкам в порядке, установленном для отвода земель городам. Земельные отношения в дачных поселках регулировались на основании Положения о земельных распорядках в городах. СУ РСФСР. 1928. N 8.
Основным нормативным актом после Декрета "О земле", регулирующим порядок дачного строительства, стало Постановление Совета Министров СССР от 20 марта 1958 г. Данным актом устанавливалось, что дачно-строительные кооперативы (далее - ДСК) организуются по ходатайствам предприятий, учреждений, организаций, регистрируются в исполкомах местных Советов депутатов трудящихся по их решениям. К тому же циркуляр Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 22 декабря 1953 г. N М-03-21442 "О порядке пользования земельными участками в дачах ДСК" дал разъяснения об особом порядке пользования земельным участком двумя и более членами ДСК, проживающими в одном дачевладении. Все земельные участки, отведенные в установленном порядке для строительства дач на праве кооперативной собственности, выдавались гражданам на основе членства и при условии полной выплаты пая. При этом члену кооператива запрещалось передавать другому лицу занимаемое строение и обслуживающий его земельный участок. Содержание и благоустройство земельного участка осуществлялись пайщиками на равных условиях независимо от размера пая и занимаемой жилой площади с соблюдением всех противопожарных, санитарных правил и правил внешнего благоустройства. Для отдельных категорий граждан, а именно для генералов, адмиралов, старших офицеров, прослуживших не менее чем 25 лет, отвод земельных участков проводился в пределах 0,12 - 0,15 га в зависимости от расположения земельных участков. СП СССР. 1958. N 5. Ст. 47.
Все дачно-строительные кооперативы формировались по производственному принципу, т. е. при предприятиях, учреждениях, организациях, в целях организованного отдыха их рабочих и служащих. Уставы дачно-строительных кооперативов должны были соответствовать Примерному уставу ДСК, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1958 г. N 1125. Регистрация ДСК происходила в исполкомах городских, поселковых Советов депутатов трудящихся по месту нахождения предприятий, учреждений или организаций, при которых организовывались эти кооперативы. Соответственно их деятельность была под наблюдением и контролем исполкомов городских, поселковых Советов депутатов трудящихся, на территориях которых располагались соответствующие предприятия, учреждения, организации (а не исполкомов, на территориях которых находились выстроенные кооперативами дачи). До 1958 г. наряду с дачно-строительными кооперативами, организованными по производственному принципу, допускалось существование так называемых открытых дачно-строительных кооперативов, пайщиками которых могли состоять любые граждане в возрасте от 18 лет. Дальнейшая судьба таких открытых дачно-строительных кооперативов неизвестна. Допускалось существование ДСК для пенсионеров, однако такая форма также не получила дальнейшего развития. Право землепользования для дачно-строительных кооперативов регулировалось в особом порядке. Свою уставную деятельность по строительству и эксплуатации дач кооперативы осуществляли на отведенной им для этой цели земле. В подавляющем большинстве случаев земля отводилась дачно-строительным кооперативам на территориях дачных поселков. Отвод земли дачно-строительным кооперативам проводился на основании решений райисполкомов районов, в которых располагались дачные поселки, по согласованию с горисполкомами городов, в которых находились предприятия, учреждения, организации, при которых создавались эти кооперативы. Оформление отвода земли дачно-строительным кооперативам осуществлялось в соответствии с Постановлением ЗЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1932 г. "О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования". Как правило, дачно-строительным кооперативам выделялись крупные земельные массивы, предназначенные для размещения кооперативных поселков, состоящих из многих (иногда несколько сотен) дачевладений. Из Постановления Совета Министров СССР от 20 марта 1958 г. "О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации" вытекает, что дачно-строительные кооперативы могли приступать к строительству дач только с момента внесения ими в банк собственных средств в размере полной стоимости строительства. Как правило, дачи строились по типовым проектам, разработанным органами Министерства коммунального хозяйства. Однако из этого правила допускались исключения: по желанию пайщиков, для которых предназначались дачи, они могли строиться по индивидуальным проектам, утвержденным в установленном порядке. Выстроенные дачи принадлежали кооперативам на праве кооперативной собственности. Они вместе с обслуживающими их земельными участками распределялись между пайщиками кооперативов по решению общих собраний членов. При этом дачно-строительные кооперативы распределяли между пайщиками не всю предоставленную им землю, а большую часть этой земли. Некоторая часть земельных участков оставалась в непосредственном пользовании самих кооперативов. В частности, в пользовании кооперативов находились земельные участки, предназначенные для служебных и хозяйственных построек самого кооператива, общежитий для рабочих и служащих кооператива, хозяйственных дворов и пр. В статье 1 циркуляра Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 22 декабря 1953 г. "О порядке пользования земельными участками в дачах ДСК" записано, что "право пайщика на пользование как строением, так и обслуживающим его земельным участком основано на членстве кооператива". Из этого положения вытекает, что дачно-строительные кооперативы могли предоставлять в пользование земельные участки как свободные, так и с возведенными на них дачами пайщикам кооперативов. Лицам, не состоящим членами кооператива, земельные участки не отводились.
Кроме того, в непосредственном ведении кооператива находились территории улиц и проездов в кооперативном поселке. В отношении этих территорий руководство ДСК было обязано заботиться о благоустройстве, об уборке, освещении и т. д. В настоящее время законом не предусматривается, хотя целесообразно было бы закрепить законодательно за дачными объединениями обязанность по инфраструктурному благоустройству своих поселков. До 1960 г. государственные, кооперативные, общественные организации могли продавать гражданам дачные строения, а после издания Постановления Совета Министров СССР от 30 декабря 1960 г.  отвод земельных участков под индивидуальное дачное строительство был запрещен. По мнению руководителей страны, дачные особняки с мелким индивидуальным хозяйством могли отрицательно повлиять на психологию рабочих. Индивидуальное дачное жилище не соответствовало идее коллективизма в форме трудовых и других коллективов и противоречило производственному принципу организации дачных поселков. Только в начале проведения земельной реформы в 90-х гг. стало возможным предоставление и приобретение гражданами земельных участков для дачного строительства.
Отвод земли для ведения коллективного и индивидуального садоводства, огородничества рабочими и служащими с начала и до середины XX в. фактически не имел должного правового регулирования. Одним из первых нормативных актов в этой сфере стало Постановление Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 г. "О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих". Чаще всего для нужд огородничества отводились городские земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, для этой цели могли быть предоставлены земли государственного земельного фонда, земли лесного фонда, а также свободные земли в полосе отвода железных и автомобильных дорог. Государственные сельскохозяйственные предприятия, в том числе подсобные хозяйства, расположенные как в городах, так и в сельской местности, предоставляли часть закрепленных за ними земель под сады, огороды своим рабочим и служащим. Земли для огородничества, как и дачные участки, отводились по производственному принципу, т. е. учреждениям, предприятиям, организациям, воинским частям. Возникшее в указанном порядке землепользование предприятий, учреждений, организаций, воинских частей и коллективов граждан регистрировалось в установленном порядке. В отличие от других видов землепользования на городских землях сельскохозяйственного назначения право предприятий, учреждений, организаций, воинских частей и коллективов граждан на пользование землями, отведенными для садоводства, огородничества, являлось срочным. Согласно ст. 1 Постановления Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 г. "О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих" земли, отведенные для нужд огородничества до 1949 г. или в течение 1949 г., закреплялись за соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями, воинскими частями и коллективами граждан на срок до пяти лет. В течение этого срока право землепользования не могло быть прекращено, кроме как в случае ликвидации указанных предприятий, учреждений, организаций и коллективов граждан или изъятия земель для государственных и общественных надобностей. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 12 апреля 1965 г. "О коллективном огородничестве рабочих и служащих" отвод и закрепление земельных участков для данных целей осуществлялись также "за предприятиями, учреждениями и организациями на срок до пяти лет". Были случаи отвода земель коллективам граждан (например, коллективам пенсионеров, коллективам жильцов какого-либо дома и т. п.). Предоставление земель государственных и иных сельскохозяйственных предприятий, расположенных в пределах города, под огороды для их рабочих и служащих осуществлялось по распоряжениям администрации этих предприятий. Размеры земельных массивов, выделяемых предприятиям, учреждениям, организациям, воинским частям и коллективам граждан для нужд огородничества, определялись в каждом отдельном случае органом, по решению которого отводится земля, исходя из числа граждан, желающих заниматься огородничеством, и наличия свободной земли. Право предприятий, учреждений, организаций, воинских частей и коллективов граждан на пользование землями, отведенными для нужд огородничества, было безвозмездным. Они освобождались от платы за пользование землей, от обложения налогами доходов, полученных от огородничества, с условием, что ни для каких других целей использовать эти земли они не могли. Советское законодательство предусматривало две формы организации огородничества - коллективное и индивидуальное. Как и в случае с земельными участками для дачного строительства, предоставление земельных участков под сады, огороды гражданам никакими специальными актами не оформлялось. Возникшее у граждан право пользования такими земельными участками государственной регистрации не подлежало. Аналогичная ситуация складывалась и с садоводством. Постановление Совета Министров РСФСР от 18 марта 1966 г. урегулировало отношения по ведению коллективного садоводства. Постановление "О коллективном садоводстве рабочих и служащих в РСФСР" предписывало Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, горисполкомам, райисполкомам и советам профсоюзов "принять меры к дальнейшему развитию коллективного садоводства рабочих и служащих, особенно вблизи городов, промышленных центров и рабочих поселков", оно установило и порядок создания таких садоводческих товариществ. Указанные органы власти должны были отводить предприятиям, учреждениям, организациям земельные участки для этих целей, а правление такого садоводческого товарищества по решению администрации предприятия, учреждения, организации и профсоюзной организации выделяло членам товарищества земельные участки размером до 600 кв. м. Тогда же был утвержден первый Типовой устав садоводческого товарищества рабочих и служащих. Ничего нового не внес в установленный ранее порядок ЗК РСФСР 1970 г. Согласно ст. 74 - 78 земельные участки для садоводства, огородничества предоставлялись "предприятиям, организациям и учреждениям", а не персонально гражданам, являющимся членами садоводческих товариществ. К июню 1986 г. более 6,6 млн. трудящихся освоили 426 тыс. га земли, создав 44 тыс. коллективных садов. Ежегодно в этих коллективных садах проводили отпуска, выходные дни или лето более 20 млн. рабочих и членов их семей <6>. Была опубликована 29 марта 1985 г. информация о заседании Политбюро ЦК КПСС, на котором рассматривался вопрос об услугах по ремонту и строительству построек для садоводческих товариществ в 1986 - 1990 гг. и на период до 2000 г., а 15 мая 1986 г. Политбюро ЦК КПСС одобрило меры по дальнейшему развитию коллективного садоводства и огородничества, в том числе по обеспечению увеличения числа земельных участков в коллективных садах на миллион - миллион двести тысяч ежегодно. Коллективное садоводство и огородничество: Сб. нормативных актов. М., 1987. С. 3.
Огромное влияние на развитие коллективного садоводства и огородничества оказали два Постановления Совета Министров СССР этого периода: от 29 декабря 1984 г. N 1286 "Об упорядочении организации коллективного садоводства и огородничества" и от 15 мая 1986 г. N 562 "О мерах по дальнейшему развитию коллективного садоводства и огородничества". В первом из них отмечалось, что наряду с положительными моментами в развитии садоводства и огородничества имелись серьезные недостатки. В ряде республик, краев, областей наблюдались нарушения при отводе земли, случаи самовольного захвата земельных участков. В некоторых районах страны под видом летних садовых домиков велось строительство особняков дачного типа с гаражами и банями. Это признавалось "серьезным отступлением от моральных и нравственных норм советского образа жизни", "извращением сущности коллективного садоводства и огородничества". 
Серьезные изменения в правовое положение садоводов, огородников и дачников внесли земельная реформа и первые нормативные правовые акты в этой сфере. Так, ст. 66 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. предусматривала, что земельные участки для коллективного садоводства и огородничества предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в собственности самих садоводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ. Данная статья действовала вплоть до вступления в силу ЗК РФ 2001 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 февраля 1991 г. N 110 было утверждено Положение о порядке предоставления гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, а также для ведения садоводства, огородничества. Оно предусматривало, что земельные участки для этих целей предоставляются из специального земельного фонда. Заявления о предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества подаются в рабочие комиссии, которые формируют товарищества и подбирают земельные участки. На основании решения комиссии соответствующий комитет по земельной реформе и земельным ресурсам подготавливала докуме

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
  • Официальный блогСообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz



  • День садовода - 2016
     
    23-24 сентября
    на Театральной 
    площади Саратова