Четверг, 18.04.2024, 11:03
"Волжский сад"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [350]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Главная » Статьи » Статьи

Замечания по проекту "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве"

Замечания по проекту закона "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве"
по состоянию на 18.06.2015 г. Ассоциации "Волжский сад"

Проект закона "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве" размещён на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов и опубликован в правовой системе "КонсультантПлюс

УТОЧНЁННЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

         к законопроекту  «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве

Предметом предыдущего анализа явился законопроект размещенный на портале правовой информации 01.04.2015г.

В настоящее время помимо данного варианта текста законопроекта, в открытом доступе, а именно в правовой системе «КонсультантПлюс» размещен подправленный вариант законопроекта по состоянию на 18.06.2015 года.

В нём устранены формулировки, явно противоречащие нормам действующего законодательства и даже опечатки типа «заочного голодания». Однако в целом концепция и разделы законопроекта остались прежними.

По этой причине Ассоциация  «Волжский сад» указывает следующие замечания:

1. Авторы законопроекта в пояснениях к нему указали, что ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» устарел, не соответствует нынешнему законодательству и подлежит замене на более прогрессивный, как им представляется закон.

Однако, анализ законопроекта показывает, что из прежнего закона позаимствованы  статьи  и части статей, некоторые из которых подверглись косметической переработке, а другие изменены не в лучшую сторону.

Так в законопроект включены положения касающиеся учреждения товарищества.

С этой целью в ст.3 Основные понятие включены учредители. Статья 11- Решение об учреждении товарищества.Статья 12- Вступительные взносы при учреждении товарищества. Статья 23 Исключительные полномочия общего собрания учредителей товарищества.

Усматривается, что учредителями является некая группа физических лиц, получающих земельный участок от государства для садоводства, а затем на условиях, установленных данной  группой лиц, осуществляют прием в члены товарищества желающих. При этом в отличие от ст.1 ФЗ-66, регламентирующих размер вступительных взносов расходами на оформление членства, новый законопроект никак не ограничивает предельный размер вступительных взносов. 

Статьей 13 ФЗ-66 обеспечение граждан садовыми участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Данная статья регламентирует регистрацию заявлений, очередность предоставления, наличие списков нуждающихся и т. д.

Ничего подобного в новом законопроекте не имеется. Органы местного самоуправления избавлены от такой обязанности. Авторы законопроекта не объясняют и того, каким образом граждане уже состоящие в очереди на получение земельных участков в соответствующих муниципальных образованиях  будут лишены данного права.

Вместо  этого, обществу навязываются нормы, согласно которых группа лиц с неопределенными возможностями в части получения земельного участка для организации товарищества,  наделяется полномочиями регулировать прием новых членов, установление для них размера вступительного взноса и т. д. Тем более  механизм принятия решений собраниями учредителей не регламентирован даже  по сравнению с нормами ст.24 указанного законопроекта. Представляется, что этот недостаток приведет к конфликтным ситуациям и внутри группы учредителей, что повлечет необходимость дальнейшего судебного толкования закона.

Фактически организация предоставления и распределения земельных участков для садоводства передается от органов местного самоуправления в частные руки.

Этим самым нарушается принцип равноправия граждан гарантированный Конституцией.                           

                                   ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В статье 2. Организационно-правовая форма некоммерческой корпоративной организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства

пункт 1. Некоммерческая корпоративная организация, создаваемая гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства может быть создана исключительно как садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество.

пункт 2. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

              Противоречит ГК РФ, исключены кооперативы и некоммерческие партнерства. Виды ТСН не предусмотрены ГК РФ.

В статье 3. 

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

подпункт 4) дачный дом (дача) – жилой дом, предназначенный для отдыха и долговременного или постоянного проживания, не подлежащий разделу на квартиры;

                     Градостроительный кодекс РФ позволяет построить без проекта до 3-х  этажей. Уже существуют дачные дома на два хозяина, стоящие на границе между участками.  Возможно, авторы законопроекта опасаются возведения таунхаусов? Но для этого можно ввести соответствующие  нормы регулирования в Градостроительный кодекс.

подпункт .7) имущество общего пользования – объекты недвижимости, необходимые для достижения целей товарищества;

                 Авторы необоснованно ограничивают перечень  общего имущества лишь объектами недвижимости. В  основном имуществом общего пользования такие объекты как : трансформатор, кабельная линия, поливные трубопроводы, мотопомпа. Они не регистрируются в ЕГРП и по сути не являются объектами основательно связанными с землей.  Зачастую, даже сторожка товарищества является перемещаемым вагончиком. Таким образом, закон не позволит регулировать существенный объем правоотношений в уже существующих товариществах.            

подпункт 9) границы земель товарищества – границы планировочной единицы, в отношении которой был утвержден проект планировки территории, разработанной для данного товарищества;

      Ничтожное количество товариществ в настоящий момент отвечает этим условиям, т.е. в отношении которых утвержден проект планировки территории. Введение этой нормы станет непосильным бременем для многих товариществ, поскольку средний размер затрат на территории Саратовской области по изготовлению проекта составляет ориентировочно  200 тыс. руб. В конечном итоге это приведет к брошенным садовым участкам.

       Кроме того, понятие планировочной единицы  в действующем законодательстве отсутствует. Оно имеется лишь в подзаконных актах и инструкциях. Применительно к данной сфере нуждается в подробной регламентации.

подпункт 12) члены товарищества – граждане, обладающие правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом и которым принадлежат садовые, огородные или дачные земельные участки;

        Очень расплывчатая, «резиновая»,  формулировка, которая потребует судебного толкования. Следовало  указать : «принятые в члены товарищества в установленном Уставом порядке». Отсутствует конкретизация на каком праве «принадлежат участки»: на праве собственности, пользования, аренды и т.д.

         Это может породить злоупотребления и махинации. 

       В статье 4. Цели создания и деятельности товариществ

         подпункт 1 пункта 1 содержит понятие «границы земель товарищества».

    Этим же недостатком страдает и нынешний ФЗ-66 и другие подзаконные акты. Фактически землями товарищества могут быть лишь земли общего пользования занятые дорогами, проездами, вспомогательными площадками и т. д., а также часть земель занятых неприватизированными участками садоводов. Если же большинство участков находятся в собственности садоводов, то к землям товарищества такие участки не могут относится.

      Отнесение же к землям юридического лица земельных участков, принадлежащих на праве собственности физических лиц, нарушает основы права собственности. 

        подпункт.2. Товарищества могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

               Противоречит ГК РФ, где есть запрет на коммерческую деятельность для некоммерческих организаций. Товарищество собственников недвижимости -эксплуатационная организация, какая не вправе заниматься коммерческой деятельностью, поскольку объединяет собственников недвижимости с целью содержания объектов недвижимости.

           Статья 14 Права и обязанности члена товарищества.

           Аналогичная статья  ( 19) имеется в ФЗ-66, содержащая более подробную регламентацию.

           В статье 15. Основания и порядок и принятия в члены товарищества

пункт 1. Принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового, огородного или дачного земельного участка, образованного в границах земель товарищества, которое подается для рассмотрения общему собранию членов такого товарищества.

               Авторы законопроекта необоснованно ограничивают в праве вступить в члены товарищества собственников земельных участков, расположенных  возле границ земель товарищества. Такая практика существует в настоящее время и не причиняет никому ущерба при наличии технической возможности объектов инфраструктуры товарищества.        

           В статье 18. Членские взносы

1. Членские взносы вносятся членами товарищества в порядке, предусмотренном уставом такого товарищества, на расчетный счет такого товарищества.

             Авторы законопроекта необоснованно ограничивают расчетные  операции по уплате взносов внесением денег на расчетный счет. В настоящее время большинство товариществ осуществляет сбор наличных денежных средств в кассу товарищества с последующим внесением в банк.

      пункт  2. Членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные с:

1) созданием и содержанием имущества общего пользования и земельных участков общего пользования товарищества;

2) расчетами с организациями, осуществляющими электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение для нужд членов товариществ на основании договоров, заключенных с этими организациями;

3) осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на основании договоров, заключенных товариществами с этими организациями;

4) благоустройством земельных участков общего пользования товариществ;

5) охрану земель товариществ и обеспечение их пожарной безопасности;

6) выплатой заработной платы лицам, с которыми такими товариществами заключены трудовые договоры;

7) организацией и проведением общих собраний членов таких товариществ, выполнением решений этих собраний;

8) уплатой налогов и сборов, в том числе государственной пошлины за совершение действий, соответствующих целям деятельности таких товариществ.

           Товарищество необоснованно ограничено в перечне оснований для расходов. Например, не предусмотрено расходование членских взносов на оплату услуг адвокатов, нотариусов, поскольку с ними не могут быть заключены трудовые договора.

           Целью товарищества является не охрана земель товарищества ( проездов, дорог и т. д. и тем более  обеспечение их пожарной безопасности), а охрана имущества садоводов, расположенных на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности, в том числе садовых домов,  дач и т. д.

                Перечень расходов должен быть расширен. Нет необходимости его жестко регламентировать.

                   В этой части законопроект посягает на законные имущественные права и интересы садоводов- членов товарищества.

 20. Размер взносов

пункт 2. Размер взносов должен быть обоснован соответствующими расчетами.

             Порядок утверждения взносов, размеры взносов, составление расчетов  должно быть основным предметом регулирования данного законопроекта. Львиная доля судебных споров в садоводческих товариществах касается порядка определения размера и уплаты взносов. Авторы законопроекта ни в данной статье, ни в других статьях не указали орган управления товарищества уполномоченный утвердить размер взносов. Не определено,  какой орган производит «соответствующие расчеты»? Председатель правления? Правление? Общее собрание?  Данные недостатки и отсутствие надлежащей  регламентации породят волюнтаризм в данной сфере.

       В статье 21. Список членов товарищества

пункт 1. По решению общего собрания товарищества может быть составлен список его членов.

           «Может быть составлен». А может быть и не составлен список членов, если собрание товарищества не примет соответствующее решение. Каким же образом можно установить наличие кворума на общем собрании товарищества, если отсутствует список лиц, которые могут принять участие в собрании?

                Норма данной статьи посягает на права и законные интересы граждан- членов товарищества.

 В статье 24Исключительные полномочия общего собрания товарищества

пункт 6. Внеочередное собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества может проводиться:

1) по требованию правления такого товарищества;

2) по требованию ревизионной комиссии (ревизора);

3) по требованию более чем одной трети членов товарищества;

                      Ныне действующее законодательство, а именно   п.2 ст.21  ФЗ-66  «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» позволяет инициировать проведение внеочередного собрания  по требованию  1/5 от числа членов  товарищества. Налицо ухудшение правового положения миноритариев, в предложенном законопроекте.

пункт 8 . Уведомление о проведении общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:

1) направляется по адресам, указанным в пунктах 2 – 4 части 3 статьи 15 настоящего Федерального закона (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в виде электронного сообщения);

            Категоричность этой нормы неприемлема для большинства садоводов-пенсионеров, не владеющих в достаточной степени Интернетом. Они могут элементарно забыть пароль своего ящика электронной почты и не получить сообщение о собрании .

пункт 10. Общее собрание членов товарищества проводится по месту нахождения земельного участка общего пользования этого товарищества. При этом для всех членов товарищества должен быть обеспечен свободный доступ к месту проведения общего собрания товарищества.

   Неприемлемая норма для товариществ с числом членов более 200 человек. Авторы законопроекта отказывают садоводам в возможности цивилизованно в зимнее время собраться в арендуемом помещении вне места нахождения земельного участка, например в помещении арендуемого клуба в городе вместо того, чтобы ехать на земельный участок товарищества.  

В статье 31. Особенности застройки садовых, огородных и дачных земельных участков

пункт 1. Размеры и местоположение зданий и (или) сооружений, возводимых на садовых, огородных или дачных земельных участках, требование к их внешнему виду, а также требования по благоустройству указанных участков могут быть определены в проекте планировки территории, утвержденного в отношении земель товарищества.

пункт 2. Размещение сооружений в огородническом некоммерческом товариществе и образование земельных участков общего пользования в этом товариществе осуществляются в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом утверждение проекта планировки территории не требуется.

пункт 3. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов такого товарищества.

пункт 4. Уставом товарищества может быть предусмотрен штраф, налагаемый на членов товарищества, за нарушение правил, установленных в соответствии с настоящей статьей.

            Действующие ныне товарищества уже застроены без проекта планировки территории и проекта внешнего вида и размера зданий. В законопроекте не установлено, кто будет определять допустимость имеющихся зданий и планировки, последствия несоответствия имеющихся зданий  проекту, порядок финансирования проекта и пр.

       Возможность наложения штрафа на  нарушителей не сопровождается  чёткой регламентацией, об органах компетентных составлять протоколы и налагать штрафы,  что послужит  основанием  для произвола.

ГЛАВА VI. ИМУЩЕСТВО ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВ

В статье 33. Право собственности имущество общего пользования

пункт 1. Имущество общего пользования принадлежит товариществу, как юридическому лицу, на праве собственности.

           Данная норма идет вразрез с ныне действующей нормой ст. 4 ФЗ-66, согласно которой имущество общего пользования, созданное за счет целевых взносов является совместной собственностью граждан.. В отсутствие  механизма преобразования собственности граждан в собственность юридического лица, данная норма означает экспроприацию частной собственности граждан.

ГЛАВА VII. ВЕДЕНИЕ САДОВОДСТВА, ОГОРОДНИЧЕСТВА И ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ЗЕМЛЯХ ТОВАРИЩЕСТВА БЕЗ УЧАСТИЯ В НЕМ

В статье 34. Лица, ведущие садоводство, огородничество и дачное хозяйство на землях товарищества без участия в нем

пункт 3. Земельный участок общего пользования может быть использован лицом, указанным в части первой настоящей статьи на условиях сервитута.

          Статья 23 Земельного кодекса РФ закрепляет два вида сервитута - публичный и частный.

         Сервитут подлежит регистрации в ЕГРП.

         Законопроект не указывает, кто должен заплатить за регистрацию сервитута и подготовку документов для регистрации сервитута.

        В настоящее время гос.пошлина за регистрацию сервитута для юридических лиц составляет 6 000 рублей. Нетрудно подсчитать, что регистрационные действия по инициативе товариществ,  в котором из 200 членов половина, т.е. 100 человек решили вести садоводство самостоятельно, повлечет расходы на регистрацию в размере 600000 рублей, сопоставимые с  расходами предусмотренными сметой на все остальные нужды товарищества. А ведь регистрационным действиям должна предшествовать стадия геосъемки, определения поворотных точек на местности, составление межевого дела. 

В статье 37. Банкротство садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества

пункт 3. В случае банкротства товарищества имущество и земельный участок общество пользования должны быть переданы в собственность бывших членов товарищества пропорционально площади принадлежащих им садовых, огородных или дачных участков вне зависимости от того, являлись ли данные лица учредителями товарищества и размера их взносов. При этом указанные лица несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества в пределах стоимости переданного им имущества.

              Действующим ГК РФ субсидиарная ответственность членов ТСН не предусмотрена.

       Из нового законопроекта полностью исключена  Глава VIII, имеющаяся в ФЗ-66, «Поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями».

         Отказ государства  от защиты прав граждан в данной сфере является прямым нарушением норм Конституции РФ  касающихся основных прав граждан.

P.S. Имеющиеся в законопроекте  недостатки существенным образом нарушают права и свободы граждан  занимающихся садоводством, что делает его принятие невозможным.
По этой причине Ассоциация «Волжский сад» считает дальнейшее обсуждение и внесение изменений в данный законопроект  бесперспективным.
В настоящий момент менее затратным  является внесение изменений  в существующий ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», которым регулируется данная сфера правоотношений.

Текст проекта закона "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве"

Категория: Статьи | Добавил: Ludmila (24.10.2015)
Просмотров: 1518 | Теги: замечания к проекту закона о садово, проект ФЗ, Комментарии, О садоводстве огородничестве и дачн, ассоциация Волжский сад, замечания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блогСообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •                                                            
    О новом законе
    председатель Профсоюза
    садоводов России
    Голосова
    Людмила Даниловна